Центральноазиатская страна страхует свои ставки с помощью
тройственной внешней политики, основанной на мире, равновесии и прагматизме.
Казахстан, номинальный союзник России по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), стремится укреплять экономические и политические связи не только с Западом, но и с различными международными институтами. Это, однако, не означает, что Астана стремится полностью отвернуться от Кремля, хотя есть признаки того, что в ближайшие месяцы и годы центральноазиатская нация может попытаться дистанцироваться от Москвы.
До полномасштабного российского вторжения в Украину в феврале 2022 года Кремль относился к Казахстану как к относительно надежному партнеру. Иногда две нации оказывались в разногласиях. Когда президент России Владимир Путин заявил в сентябре 2014 года, что «у казахов никогда не было государственности» и что их «стремление к более тесным связям с Россией глубоко», тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пригрозил покинуть Евразийский экономический союз, в котором доминирует Россия. Тем не менее, по сей день центральноазиатское государство остается частью возглавляемого Россией блока, хотя отношения Астаны с Москвой, похоже, ухудшились.
Война Кремля на Украине позволила Казахстану активно проводить многовекторную внешнюю политику , основанную на миролюбии, балансе и прагматизме, основанную на принципах миролюбия, сбалансированности и прагматизма, установленную Назарбаевым. Казахстан не присоединился к антироссийским санкциям, введенным Западом против Москвы. Но и Кремлю страна не помогла, неоднократно заявляя, что Астана не позволит России использовать казахстанскую территорию для уклонения от санкций.
«Мы не поддерживаем антироссийские санкции, но соблюдаем», — сказал мне в интервью министр национальной экономики Казахстана Алибек Куантыров, подчеркнув, что риск для казахстанских компаний от вторичных санкций, связанных с их прочными торгово-логистическими связями с Россией, остается высоким.
По некоторым данным, современные микрочипы, используемые во всем, от ракет до роботов для разминирования, текут в Россию из Казахстана
Это одна из причин, по которой Соединенные Штаты предупредили , что компании и банки в Казахстане могут столкнуться с вторичными санкциями, если будет обнаружено, что они помогают России обходить санкции. Чтобы избежать такого исхода, центральноазиатская страна недавно ввела электронную систему мониторинга товаров, экспортируемых в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), где доминирует Россия. Иными словами, несмотря на то, что ЕАЭС является блоком свободной торговли, в который входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия, Астана, стремясь избежать вторичных западных санкций, принимает меры, которые могут нарушить одно из самых основныхпринципы Евразийского союза – свободное перемещение товаров.
«Наши экономические интересы являются нашим главным приоритетом», — подчеркнул Куантыров, отметив, что интеграция Казахстана в ЕАЭС «не пойдет дальше экономики».
Астана, похоже, не поддерживает какую-либо форму политической интеграции в образование, в котором доминирует Россия. Но учитывая, что северный сосед Казахстана является основным партнером Казахстана по импорту и что страна по-прежнему сильно зависит от Москвы в плане экспорта энергоносителей, в настоящее время бывшая советская республика, несомненно, будет стремиться сохранить прочные экономические связи с Россией. В то же время Астана, вероятно, попытается наладить тесное экономическое сотрудничество с соседними центральноазиатскими государствами – Кыргызстаном и Узбекистаном .
Поскольку лидеры двух стран – президент Кыргызстана Садыр Жапаров и премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов – были главными гостями Астанинского международного форума (АИФ), состоявшегося в столице Казахстана 8–9 июня, вполне возможно, что Казахстан стремится к укреплению связи со своими соседями, будь то в форме двустороннего сотрудничества или через Организацию тюркских государств. Случайно или нет, ни один российский представитель не присутствовал на АИФ. Может ли это означать, что одним из главных внешнеполитических приоритетов центральноазиатской страны, помимо укрепления региональных экономических связей, будет укрепление связей с крупными глобальными игроками, а именно с Западом?
Тот факт, что представители Евросоюза, а не России, обсуждали в Астане широкий круг вопросов, от глобальных конфликтов до искусственного интеллекта и цифровизации, говорит о том, что Казахстан хотя бы в определенной степени пытается тяготеть к Западу. В феврале лидер казахстанской Демократической партии «Ак жол», входящей в проправительственную Народную коалицию, заявил, что вопрос о вступлении центральноазиатской страны в ЕС планируется поднять «когда-нибудь в будущем». Учитывая географию Казахстана, такой нарратив не выглядит реалистичным, хотя Астана, несомненно, будет стремиться к расширению своего экономического сотрудничества с ЕС.
20 мая Брюссель и Астана подписали Соглашение о финансировании Фонда сотрудничества между ЕС и Казахстаном на сумму 9 млн евро (14,4 млн австралийских долларов) для реализации различных экономических проектов в бывшей советской республике. А, по словам заместителя министра иностранных дел Казахстана Романа Василенко, в 2022 году товарооборот Астаны с ЕС достиг рекордной отметки в 40 миллиардов долларов США. Более того, Казахстан является третьим по величине поставщиком нефти в Германию. Однако проблема для Астаны заключается в том, что 80% экспорта казахстанской нефти в Европу идет по российским трубопроводам. Поскольку Россия имеет опыт остановки транзита казахстанской нефти в Европейский Союз, центральноазиатская страна активно добивается диверсификации.своего энергетического экспорта.
Но такие сдвиги являются частью долгосрочного процесса. Тем временем Астане, скорее всего, придется продолжать уравновешивать свой номинальный союз с Москвой своими амбициями по установлению более тесных экономических связей с Западом. А в эпоху беспрецедентной геополитической напряженности это легче сказать, чем сделать.
Автор — Никола Микович
Источник: LowyInstitute