Путин — «бог уходящего поколения». Такую аналогию невольно провел Дмитрий Муратов, редактор «Новой газеты», лауреат Нобелевской премии Дмитрия Муратова на Global Media Forum в городе Бонн, Германия.
Дословно:
— Специальная военная операция идет 482 дня. Я могу вам сказать, если в самом ее начале люди были ошеломлены, многие, безусловно, поверили в то, что если б не напали мы, то напали бы на нас. Многие даже подумали, что Каин убил Авеля, поскольку Авель собирался убить Каина, но теперь эти цели, которые объявлялись в начале, они перестали действовать. У меня есть своя социология, она даже у меня здесь с собой в сумке. Раз в неделю я залезаю на маркетплейс и смотрю, сколько стоят майки с символикой специальной военной операции с буквами V и Z. Вот за этот год, за 482 дня произошла уценка приблизительно на 85%. Идея войны не продается.
Есть ли у Путина поддержка? Безусловно. Никогда, ни одна власть не удерживалась без поддержки народа. Путина поддерживает старшее поколение,
очень многие. Могу вам сказать социологию, что если приблизительно 80% людей в возрасте до 35 лет противники специальной военной операции, они хотят как можно скорее установление мира, то приблизительно такое же количество людей пожилых, они требуют победы, они чувствуют, что им возвращается величие. Видите, это такая постановка вопроса, когда нельзя преодолеть бедность, вместо нее нужно подарить величие. Это случилось.
Старшее поколение верит Владимиру Путину, он является для них сыном, внуком и отцом,
и это, безусловно, есть. Не надо ситуацию делать упрощенной.
Трагические масштабы осознаются, когда их видно. Пропаганда нуждается в монополии. В России закрыты все альтернативные источники информации, большинство журналистов изгнаны, из почти 300 иностранных агентов больше 30% это журналисты. Все расследовательские стартапы, большие независимые от российского государства медиа: Медуза, Эхо Москвы, Дождь, Новая газета – они закрыты или находятся в вынужденной эмиграции, поэтому пропаганда – монополия. И я сейчас говорил во время выступления, если сейчас действующие власти сумеют закрыть Youtube, Телеграм, Википедию, то тогда пропаганда выполнит свою миссию, она окажется монополистом, и тогда управлять страной будет неимоверно просто.
Я был на многих войнах, и видел то, что даже рассказывать и вспоминать не хочется, я категорический противник кровопролития и при этом я понимаю одно – вопрос остановиться или продолжать защищать свою страну должен решать только один субъект, один – это украинский народ. К нему могут приезжать делегации, могут ему писать письма влиятельные отставные политики, с ним могут договариваться и торговаться, но давайте договоримся, неужели никто еще не видит,
в Украине общество намного сильнее государства, в России наоборот – государство намного сильнее общества,
и без мнения украинского народа никакие самые хитроумные планы воплощены быть не могут, поэтому нужно разговаривать с украинским народом, показывать ему плюсы и минусы любых планов и только когда украинский народ скажет «Да, пусть будет так или по-другому», тогда что-то изменится. До этого это невозможно.
Я не астролог, не футуролог, и вы знаете, меня Бог миловал, я не политолог, поэтому я понимаю, что такое репортаж, и понимаю, что такое расследование, я ничего не понимаю в будущем. Я понимаю, что жить нам надо сейчас, нам нужно документировать военные преступления всех сторон, которые бы в этом ни участвовали. Нужно добиваться истории возврата тех детей, которые незаконно удерживаются, необходимо менять пленных, для этого огромные усилия прилагают Дмитрий Лубинец с одной стороны и его антипод Татьяна Москалькова с другой, но вместе они при этом очень эффективны, хоть они и совсем разные конфликтные, одна служит одному президенту, другой другому. Но им надо помогать. Я понимаю, что международные организации, которые не считаются для России враждующей стороной, например Юнисеф, или например продовольственная комиссия ООН должны сейчас максимально своих усилий употребить для того, чтобы минимизировать гуманистические последствия конфликта. О чем я говорю?
5,5 миллионов детей только украинских беженцев, у них настоящее украли, ну так надо же сделать так, чтобы у них будущее не пропало
Вот для этого нужно эти усилия объединять, а что там будет в будущем, когда там прозвучит последний выстрел, прозвучит ли он при нашей жизни – мне неизвестно, известно, что сейчас несмотря ни на что, надо ничего не ждать, а работать и действовать здесь и сейчас.
Редакция 365info благодарит Консульство Германии в Казахстане и Deutche Welle за возможность участия в Global Media Forum.