Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
440
-2.23
EUR
474
-1.83
RUB
4.82
-0.04

«Неказахское» происхождение Кабанбай батыра объяснил историк

2423
Радик Темиргалиев, историк, главный эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента

Темиргалиев готов подтвердить свою точку зрения документально. И самое главное — совершенно справедливо говорит, что в этом нет никакой проблемы. Дословно:

История вопроса

«Поток обращений от возмущенной общественности не ослабевает. Что ж, попробую еще раз объяснить всем разом. Больше высказываться по этой теме не буду.

Приблизительно на рубеже XVI-XVII веков в племени найман, в роду каракерей жила девушка по имени Макта, дочь Баиса. Она вышла замуж за некоего Тохтаркожу, который по происхождению был «сартом».

Казахстан в октябре всегда штормит: политический календарь страны

Кто такие «сарты»? Не уходя чересчур в дебри, можно сказать, что

казахи так называли в основном представителей оседлых народов Средней Азии – предков современных узбеков и таджиков

Кстати, судя по имени, вполне возможно, что Тохтаркожа был представителем сословия кожа, ведущих свое происхождение от первых миссионеров ислама.

В этом браке Макта родила двоих сыновей – Байжигита и Ержигита. Однажды Токтаркожа уехал на родину и забрал своего сына – Ержигита. Байжигит остался и вырос среди своих родственников по матери – найманов.

Его правнуком и стал легендарный Кабанбай-батыр (Қабанбай – Қожағұл – Мәмбет – Байжігіт)

Эта информация основана на нескольких источниках. Приведу несколько цитат из них.

Дословно

«Одна из дочерей Баиса от первой жены вышла замуж за сарта Тохтархожу, у которого родились дети Байджигит и Эрджигит. Последний ушел к сартам в Туркестан, а Байджигит остался у деда». (Коншин Н. Я. Заметка о происхождении родов Средней киргизской орды // Памятная книжка Семипалатинской области на 1900 г. Выпуск IV. Семипалатинск, 1900.)

«Мақтапайдың ері Тоқтарқожа деген түркістандық, одан: Байжігіт, Жанжігіт туады. Тоқтарқожа омірінің соңында Жанжігітті ертіп еліне кетіп, олардан кім бар-жоғын біле алмадық. Байжігіт анасымен қалып, қазір әулеті сегіз болыс ел болып отыр». (Құрбанғали Халид. Тауарих хамса (Бес тарих). Алматы, 1992. 95 б.)

Курс тенге: если по-честному, то 700 за доллар — Кусаинов

«Байыстың Мақтабай деген бір қызы Тоқтар деген сартқа тиіп, Ержігіт, Байжігіт деген екі бала тауып, Ержігіт сартпен еріп Түркістанға кетіп, Байжігіт мұнда қалған». (Шәкәрім Құдайбердіұлы. Шығармалары. Астана, 2018. 140 б.) «Макта была замужем за сартом; сын Байджигит остался у киргиз, а другой Ерджигит вместе с отцом Тахтарходжой ушел в Ургенч» (М. Тынышпаев. Материалы к истории киргиз-казакского народа. Ташкент, 1925. С. 72.)

Это не Америка

То есть Курбангали Халид, Шакарим, Мухамеджан Тынышпаев говорят об одном и том же. Разница лишь в несущественных деталях.

Эта информация неоднократно приводилась и в трудах различных ученых-исследователей

Так что никакой «Америки» я не открывал.

Я лично вообще не вижу ничего зазорного в том, что такая практика существовала в казахском обществе.

В этой открытости и способности интегрировать в свою среду представителей других культур, мне кажется, и заключалась сила и жизнеспособность казахского этноса

Среди большинства крупных казахских племен и родов есть точно такие же подразделения-кірме, ведущие родословную от чужестранца, безродного найденыша-сироты, представителя другого рода и т. п.

Никто не говорит, что Кабанбай-батыр не был казахом. Неказахом (по шежире) был только его прадед. Зато казашками были его мать, бабушка, прабабушка и т. д.

Самое главное, он сам считал себя казахом. Потому что этническая идентичность это не только кровь, но и самосознание.

Я не считаю сведения, содержащиеся в шежире, абсолютной истиной. Возможно, что они ошибочные. Но чтобы опровергнуть ошибку, необходимо дать аргументированный ответ с соответствующими доказательствами. Может быть, есть какие-то малоизвестные старинные источники, заслуживающие доверия, а я их не учел. В таком случае без каких-либо проблем я изменю или скорректирую свою точку зрения по этому вопросу. Но никому и никаких извинений я приносить не собираюсь».

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter