Заявления Токаева об экономической значимости ЕАЭС вызвали дискуссии среди экспертов. Многие соглашаются с президентом, другие задают вопрос — а что Казахстан выиграл от ЕАЭС вообще?
24 и 25 мая президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял участие во II Евразийском экономическом форуме и заседании Высшего Евразийского экономического совета. Известный политолог Андрей Чеботарев выделил в выступлении Токаева ряд принципиальных, на его взгляд, тезисов:
1. Казахстан использует и продолжит использовать свое участие в Евразийском экономическом союзе в своих интересах. В частности, в пользу этого отмечен рост с 2015 года торгового оборота Казахстана с другими странами-участницами союза на 74%. Причем экспорт казахстанской продукции в эти страны вырос на 98%. Кроме того, Казахстан в силу своего потенциала готов выступить в качестве центра развития евразийской промышленной кооперации, включая реализацию совместных проектов с другими странами-участницами в разных отраслях. Из этого следует, что республика на правах соучредителя ЕАЭС способна не только что-то предлагать своим партнерам, но и взять на себя полномочия по установлению и обеспечению соблюдения определенных правил игры.
Казахстан в октябре всегда штормит: политический календарь страны
2. При всем этом идеализировать ЕАЭС никто не собирается. В связи с этим глава государства обратил внимание на многочисленные факты регулярно возникающих взаимных барьеров и ограничений во взаимной торговле, а также призвал партнеров отходить от тактики принятия «точечных решений», ситуативных договоренностей и ручного управления.
3. ЕАЭС изначально создавался и должен продолжить свое развитие как межгосударственное объединение экономической интеграции. В этом отношении создание и развитие Союзного государства с участием Беларуси и России признано Казахстаном как полноправная инициатива данных стран. Что же касается ЕАЭС, его деятельность и развитие должны идти строго в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе и Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. В общем, ничего лишнего, особенно политического.
4. Акцент на развитие транспортно-логистических возможностей стран-участниц ЕАЭС как направление, выгодное в политическом и экономическом отношении для каждой из них. При этом предложено в равной степени использовать транспортный коридор Север-Юг (Россия – Иран – Индия) и Транскаспийский международный транспортный маршрут (Китай – Казахстан – Евросоюз). Фактически это можно считать своего рода приглашением России к возможному участию в ТМТМ, который идет в обход ее территории.
5. Необходимо расширить взаимодействие ЕАЭС с Китаем. Данное предложение явно обусловлено итогами государственного визита Касым-Жомарта Токаева в эту страну и саммита «Центральная Азия – Китай» на прошлой неделе. К тому же еще в 2015 году Владимир Путин и Си Цзиньпин договорились о сопряжении ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути». А в 2018 году было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Теперь, видимо, пришла пора наполнить эти договоренности новым конкретным содержанием.
6. Следует также активизировать взаимодействие ЕАЭС с Вьетнамом, Египтом, Израилем, Индией, Индонезией, Ираном, ОАЭ и Сербией. В данном случае Казахстан явно намерен применить в рамках союза принцип многовекторности своей внешней политики. Иран, в частности, предполагается задействовать в реализации инициативы по запуску скоростных грузовых поездов по железнодорожной магистрали Челябинск – Болашак – Иран.
7. Необходимо тщательно проанализировать и выявить как сильные, так и слабые стороны в ЕАЭС. Для этого предложено поручить Евразийской экономической комиссии подготовить Доклад о первом этапе евразийской интеграции с конкретными рекомендациями по дальнейшему развитию союза. Это обусловлено тем, что в 2025 году с учетом создания общего рынка энергоресурсов и финансов ЕАЭС выйдет на новый уровень своего развития. Однако до этого времени следует максимально устранить отмеченные выше и иные проблемы. Правда, насколько готовы к этому страны-участницы ЕАЭС, в том числе с учетом сложной геополитической обстановки, пока сказать трудно.
Между тем другой известный политолог Досым Сатпаев задается критическими вопросами — а что ЕАЭС уже дал Казахстану? Дословно:
«С самого начала вхождение Казахстана в ЕАЭС не было результатом хорошо просчитанного маневра по повышению конкурентоспособности и экономического потенциала страны за счет участия в этом региональном объединении. Для Казахстана в этом проекте экономики изначально было меньше, чем пиара.
у ЕАЭС было три врожденных заболевания: механизм принятия решений, расщепление доходов от сбора таможенных пошлин и доминирование России