Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Дьявол кроется в деталях: ЕАЭС и его перспективы для Казахстана

766
Фото: eaeunion.org

Значение ЕАЭС

24 и 25 мая президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял участие во II Евразийском экономическом форуме и заседании Высшего Евразийского экономического совета. Известный политолог Андрей Чеботарев выделил в выступлении Токаева ряд принципиальных, на его взгляд, тезисов:

1. Казахстан использует и продолжит использовать свое участие в Евразийском экономическом союзе в своих интересах. В частности, в пользу этого отмечен рост с 2015 года торгового оборота Казахстана с другими странами-участницами союза на 74%. Причем экспорт казахстанской продукции в эти страны вырос на 98%. Кроме того, Казахстан в силу своего потенциала готов выступить в качестве центра развития евразийской промышленной кооперации, включая реализацию совместных проектов с другими странами-участницами в разных отраслях. Из этого следует, что республика на правах соучредителя ЕАЭС способна не только что-то предлагать своим партнерам, но и взять на себя полномочия по установлению и обеспечению соблюдения определенных правил игры.

Казахстан в октябре всегда штормит: политический календарь страны

2. При всем этом идеализировать ЕАЭС никто не собирается. В связи с этим глава государства обратил внимание на многочисленные факты регулярно возникающих взаимных барьеров и ограничений во взаимной торговле, а также призвал партнеров отходить от тактики принятия «точечных решений», ситуативных договоренностей и ручного управления.

3. ЕАЭС изначально создавался и должен продолжить свое развитие как межгосударственное объединение экономической интеграции. В этом отношении создание и развитие Союзного государства с участием Беларуси и России признано Казахстаном как полноправная инициатива данных стран. Что же касается ЕАЭС, его деятельность и развитие должны идти строго в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе и Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. В общем, ничего лишнего, особенно политического.

4. Акцент на развитие транспортно-логистических возможностей стран-участниц ЕАЭС как направление, выгодное в политическом и экономическом отношении для каждой из них. При этом предложено в равной степени использовать транспортный коридор Север-Юг (Россия – Иран – Индия) и Транскаспийский международный транспортный маршрут (Китай – Казахстан – Евросоюз). Фактически это можно считать своего рода приглашением России к возможному участию в ТМТМ, который идет в обход ее территории.

5. Необходимо расширить взаимодействие ЕАЭС с Китаем. Данное предложение явно обусловлено итогами государственного визита Касым-Жомарта Токаева в эту страну и саммита «Центральная Азия – Китай» на прошлой неделе. К тому же еще в 2015 году Владимир Путин и Си Цзиньпин договорились о сопряжении ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути». А в 2018 году было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Теперь, видимо, пришла пора наполнить эти договоренности новым конкретным содержанием.

6. Следует также активизировать взаимодействие ЕАЭС с Вьетнамом, Египтом, Израилем, Индией, Индонезией, Ираном, ОАЭ и Сербией. В данном случае Казахстан явно намерен применить в рамках союза принцип многовекторности своей внешней политики. Иран, в частности, предполагается задействовать в реализации инициативы по запуску скоростных грузовых поездов по железнодорожной магистрали Челябинск – Болашак – Иран.

7. Необходимо тщательно проанализировать и выявить как сильные, так и слабые стороны в ЕАЭС. Для этого предложено поручить Евразийской экономической комиссии подготовить Доклад о первом этапе евразийской интеграции с конкретными рекомендациями по дальнейшему развитию союза. Это обусловлено тем, что в 2025 году с учетом создания общего рынка энергоресурсов и финансов ЕАЭС выйдет на новый уровень своего развития. Однако до этого времени следует максимально устранить отмеченные выше и иные проблемы. Правда, насколько готовы к этому страны-участницы ЕАЭС, в том числе с учетом сложной геополитической обстановки, пока сказать трудно.

Курс тенге: если по-честному, то 700 за доллар — Кусаинов

Дьявол кроется в деталях

Между тем другой известный политолог Досым Сатпаев задается критическими вопросами — а что ЕАЭС уже дал Казахстану? Дословно:

«С самого начала вхождение Казахстана в ЕАЭС не было результатом хорошо просчитанного маневра по повышению конкурентоспособности и экономического потенциала страны за счет участия в этом региональном объединении. Для Казахстана в этом проекте экономики изначально было меньше, чем пиара.

Тем более, что к тому времени уже был прецедент участия Казахстана в Таможенном Союзе, где были видны серьезные уязвимые места казахстанской экономики, в первую очередь связанные с низкой степенью экономической диверсификации и слабыми позициями перерабатывающей промышленности, что чуть позже превратило Казахстан в сырьевой придаток ЕАЭС.
Например, еще в 2013 году директор Института экономики РАН Р. С. Гринберг в своем докладе «Формирование Евразийского союза: шансы и риски», четко указывал:
«Важность Таможенного Союза для России во многом определяется тем, что она реализует на общем рынке ТС более трети всей экспортной машиностроительной продукции… Экспорт России в страны ТС возрос на 9,4 процента, Беларуси – на 12,6 процента, тогда как Казахстана – сократился на 3,7 процента».
Более того, российский эксперт в открытую признавал то, что: «Для Казахстана эффекты создания Таможенного союза во внешней и взаимной торговле оказались неоднозначными. В 2010-2011 гг. наблюдался определенный рост импорта из России и Беларуси, а в 2012 году начал сокращаться казахстанский экспорт в эти страны, что стало отрицательно сказываться на внешнеторговом балансе… Таким образом, первые результаты функционирования ТС показали, что масштаб эффектов интеграции для каждой страны-участницы могут существенно различаться».
С вхождением Казахстана в ЕАЭС эта ситуация еще больше усугубилась. Еще несколько лет тому назад в докладе «Оценка экономических эффектов отмены нетарифных барьеров в ЕАЭС», который подготовил Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития на основе опроса 530 российских, казахстанских и белорусских предприятий-экспортеров нетарифные барьеры разбивались на две группы.
К первой были отнесены такие нетарифные барьеры, как санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле, квоты, запреты и меры количественного контроля.
Ко второй — меры ценового контроля и меры, влияющие на конкуренцию (ограничения в области сбыта и государственных закупок, субсидии).
Война в Украине фактически для Казахстана поставила на утрату основные пункты функционирования ЕАЭС, а именно: свободное перемещение товаров, услуг и капиталов, так как это стало частью параллельного импорта, увеличение которого в прошлом году с гордостью стали пиарить как увеличение товарооборота в рамках ЕАЭС.
Таким образом, здесь можно согласиться с мнением казахстанского экономиста Алмаса Чукина, который считает, что
у ЕАЭС было три врожденных заболевания: механизм принятия решений, расщепление доходов от сбора таможенных пошлин и доминирование России
При этом экономист считает, что самая серьезная проблема после начала войны в Украине — это получение доходов от таможни, так как в условиях санкционной реальности все изменилось. Как отмечает экономист:
«Предположим, что транзит в РФ резко уменьшился, а мы продолжаем и увеличиваем импорт в РК, но будем отправлять по-прежнему 85% в бюджет РФ? И еще почти 5% в РБ? Поэтому надо временно возвращать национальные таможенные службы на границы внутри ЕАЭС и вести раздельный учет. Между собой можно оставить нулевые ставки и торговлю без ограничений, но с учетом оборота внешней торговли для пошлин и налоговых сборов надо наводить новый порядок».
Но надо идти еще дальше. Это приостановка членства, а потом выход Казахстана из ЕАЭС, опираясь на статью 3 Договора о Евразийском экономическом союзе, где говорится о таких основных принципах, как обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон.
Война в Украине сделала ЕАЭС еще больше токсичной организацией. А появление внутри ЕАЭС военно-политического союза Беларуси и России, по сути, создает еще больше угроз Казахстану, так как значительно увеличивается фактор давления на республику. И опять же это будет противоречить все той же статье 3 Договора о Евразийском экономическом союзе.
© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter