Мартовские данные об изменении средств Национального фонда РК, как и месяцем ранее, не содержат сведений об инвестиционном убытке, полученном за последний квартал прошлого года от управления активами этой виртуальной структуры.
Напомним, что в этом году Минфин довольно долго не публиковал сведения по фонду за январь – они появились на его сайте лишь 3 марта, тогда как по обычному регламенту должны были размещены там в первые дни февраля.
Затем обычный информационный ритм наладился, и 6 марта Минфин опубликовал данные за последний месяц зимы, но так и не привел сведения о размере инвестиционного убытка за четвертый квартал прошлого года. И это при том, что убыток этот по итогам девяти месяцев составил минус 1 трлн 374,3 млрд тенге!
В данных по состоянию на 1 апреля 2023 года, то есть за первый квартал, вновь содержится оговорка, что они приведены с учетом отчета Нацбанка за четвертый квартал минувшего года по доверительному управлению фондом. При этом инвестиционный результат вновь не указывается, хотя, к примеру, Нацбанк отчитался о полученном доходе в январе в размере $1,8 млрд и убытке за февраль в минус $1,1 млрд.
Как бы то ни было, в тенговой статистике по Национальному фонду, которую ведет Минфин, отмечается снижение средств в нем за первый месяц весны на 1% — до 29 трлн 391,8 млрд, в абсолютном выражении – на 303 млрд тенге.
С начала текущего года сложился прирост на 0,7%, или 215,3 млрд тенге. Напомним, что мировые цены на нефть сорта Brent держатся в этом году на весьма благоприятном уровне, хотя и опустились со средней январской отметки в $84,5 за баррель до $79,8 в марте.
За март поступления в Нацфонд увеличились довольно прилично — на 16,6%,
до 1 трлн 199,3 млрд тенге, в абсолютном выражении – на 170,6 млрд.
Главным источником этого позитива стали возросшие поступления прямых налогов от организаций нефтяного сектора (за исключением зачисляемых в местные бюджеты) на 16,5% (169,8 млрд — до 1 трлн 197,1 млрд). Другие поступления от операций, осуществляемых этим организациями, подпрыгнули в 8,7 раза — до 0,8 млрд тенге.
Поступления от приватизации республиканской собственности увеличились в феврале в 1,6 раза (до 0,2 млрд), от продажи земельных участков сельхозназначения – в 2,1 раза (до 0,008 млрд). Иные поступления и доходы в фонд остались на февральском уровне в 1,2 млрд тенге.
Расходы средств фонда за первый месяц весны выросли в гораздо большей степени по сравнению с поступлениями в него
– в 1,9 раз (до 984 млрд), в абсолютном выражении – на 473,6 млрд тенге. Произошло это за счет значительного роста как гарантированных трансфертов из фонда в республиканский бюджет – на 45,1% (до 621,0 млрд), так и целевых – в 4,5 раза (до 360,6 млрд).
Напомним, что распоряжается этим бюджетом правительство, которое такой мощной финансовой подпиткой просто не сможет расплачиваться по своим обязательствам.
Примечательно, что в скорректированном республиканском бюджете на текущий год предусматривается получение правительством дополнительного целевого трансферта из Национального фонда в объеме 800 млрд тенге.
В итоге запланированный на год размер целевого трансферта увеличится до 1,8 трлн тенге при гарантированном трансферте в 2,2 трлн. Понятно, что
при сохранении мартовской динамики такое агрессивное изъятие средств из фонда неминуемо приведет к его истощению
в случае значительного инвестиционного убытка по его активам при одновременном снижении нефтяных цен.
В заключение добавим, что в марте увеличились и расходы фонда, связанные с управлением его активами, а также с проведением ежегодного внешнего аудита — на 9,4% (до 2,4 млрд тенге).
Отчет о поступлениях и использовании Национального фонда РК на 1 апреля 2023 года
Примечание:
* С учетом совокупного убытка до вычета расходов на управление Национальный фондом за 2022 год, согласно утвержденному отчету Национального банка РК за четвертый квартал 2022 года по доверительному управлению фондом, без учета амортизации дисконта по облигациям казахстанских государственных компаний
Источник: Министерство финансов РК