Стремясь стать более независимым от России, Казахстан быстро расширяет свой флот нефтяных танкеров. Он нужен, чтобы переправлять больше нефти через Каспий в Азербайджан, а затем на Запад по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, вместо того, чтобы использовать в основном российские маршруты в нынешнем виде.
Как только два новых танкера, заказанные Астаной, сойдут с верфей Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и будут введены в эксплуатацию,
Казахстан сможет снизить свою зависимость от трубопроводов, проходящих через Россию, на целых 50 процентов
Это снизит влияние Москвы не только в Казахстане, но и в Центральной Азии. А также превратит Азербайджан, Турцию и Запад в более крупных игроков в регионе за счет Кремля.
Астана обязалась внести это изменение после того, как президент России Владимир Путин начал расширенное вторжение в Украину в феврале 2022 года.
Этот шаг привлек повышенное внимание Москвы как из-за его непосредственного влияния на транспортировку нефти, так и из-за его долгосрочных последствий для отношений Казахстана и других стран Центральной Азии с Западом и Китаем.
Неудивительно, что московские обозреватели подчеркивают трудности, с которыми сталкивается Казахстан при расширении экспорта через Каспий, в том числе проблемы с инфраструктурой его каспийских портов, а также заиление рек, ведущих к этим портам, что ограничивает движение.
Кроме того, даже с двумя новыми эмиратскими танкерами у Казахстана их будет только пять. К тому же, как отмечают российские аналитики, все пять являются относительно небольшими нефтевозами с учетом ограничений судоходства на Каспии из-за мелководья. Но
даже самые критически настроенные российские комментаторы считают, что действия Казахстана будут иметь огромные последствия,
которые Москва, возможно, сможет ограничить, но не сможет обратить вспять, особенно если Астана привлечет необходимые инвестиции из западных стран.
В конце прошлой недели Управление торгового флота Казахстана объявило о закупке двух новых нефтяных танкеров тоннажем в 8000 тонн на верфях ОАЭ. Это немного по стандартам транспортировки нефти, но довольно много по сравнению с тремя такими судами, которые уже есть в Казахстане, и с точки зрения способности Астаны сократить объем нефти, которую она в настоящее время отправляет через Россию.
Правительство Казахстана пошло на этот шаг после того, как президент Касым-Жомарт Токаев объявил в начале апреля 2023 года, что его приоритетом является «максимально дальняя диверсификация маршрутов доставки энергоресурсов на мировые рынки». Количество нефти, которое Казахстан сможет отгрузить таким путем в ближайшие полгода, меркнет по сравнению с тем, что идет через Россию; однако ожидается, что в последующие годы оно будет расти.
Астана также надеется, что стоимость транспортировки нефти на Запад через Каспий снизится. В настоящее время это стоит в три раза больше по весу, чем доставка через Россию — цена, которую казахстанское правительство вполне готово заплатить за расширение своей свободы действий и свидетельство его приверженности идти своим путем.
По мнению экспертов, к концу 2024 года Казахстан сможет экспортировать по Каспию от 20 до 25 миллионов тонн нефти, что приближается к половине из 60 миллионов тонн, которые в настоящее время экспортируются через Россию.
В целом то, что Казахстан сделал в этом случае, имеет три больших последствия.
Во-первых, это повышает вероятность того, что казахстанские и другие грузоотправители в Центральной Азии последуют примеру Астаны и будут отправлять не только нефть, но и другие грузы на запад через Каспий, а не через Россию. Это приведет к расширению турецкого и западного влияния в регионе за счет Москвы. И это будет иметь гораздо более серьезные последствия, чем просто изменение маршрута экспорта нефти.
Во-вторых, действия Казахстана повлияют на Китай, повысив, а не снизив вероятность того, что Пекин будет продолжать стремиться в обход России и использовать для этого казахстанские и азербайджанские порты на Каспии, что снизит ценность для Путина его разрекламированного союза с президентом Китая Си Цзиньпином.
В-третьих, это создает основу для обострения конкуренции сначала в экономическом, а затем потенциально в военном отношении, между маршрутом север-юг, который разрабатывают Россия и Иран, и маршрутом восток-запад, который в настоящее время расширяет Казахстан.
Москва и Тегеран уже сталкиваются с трудностями при открытии своей расширенной торговли через Каспий — маршрута, выбранного из-за нестабильности на Кавказе и в Центральной Азии (см. EDM, 11 апреля). Из-за растущего значения каспийских транзитных маршрутов все прибрежные страны развивают свои военно-морские возможности для защиты своих кораблей в случае кризиса.
Среди лидеров в этом отношении были Азербайджан и Казахстан. В результате Каспийское море больше не является русским озером, как предполагали Москва и другие. Растет риск того, что проблемы с судоходством могут перерасти в ожесточенные столкновения, чего никто не хочет, но серьезно учитывать при планировании своей обороны никто не может.
Следовательно, покупка Казахстаном двух новых танкеров для Каспия, что на первый взгляд кажется относительно небольшим делом, может бросить длинную и потенциально мрачную тень на весь регион и за его пределы, учитывая, насколько чувствительны такие маршруты для государств Центральной Азии, России, Китая и Запада.
Автор: Пол Гобл