Общественный совет Алматы провел общественные слушания по состоянию и перспективам развития инфраструктуры общественного транспорта алматинской агломерации.
На встрече присутствовали члены Общественного совета Алматы, руководитель управления городской мобильности Алматы Сагындык Телибаев, руководитель Транспортного холдинга Алматы Садир Хамраев, транспортной инспекции, руководители ассоциаций перевозчиков и автобусных парков, иных заинтересованных организаций, представители общественности города и СМИ.
Во вступительном слове председатель Общественного совета, депутат маслихата Алматы Алтынай Кобеева напомнила, что общественные слушания — это одна из форм деятельности Общественного совета согласно соответствующему законодательству.
«Все рекомендации, которые будут озвучены на слушаниях, естественно, мы будем направлять в уполномоченные местные исполнительные органы власти, а также в уполномоченный орган в лице МИИР в данном случае. Если возможны предложения по решению системных вопросов, соответственно, они будут направлены в мажилис и сенат.
Сейчас принята новая Программа развития Алматы на среднесрочную перспективу до 2030 года, на утверждении находится новый Генеральный план Алматы до 2040 года. Эти документы не застывшие, общественность должна принимать участие в обсуждении всех стратегических направлений жизнедеятельности города.
Вопрос транспорта и все сопутствующие услуги, связанные с этой сферой, естественно, отражаются на жизнедеятельности города, и есть обратная связь от населения. Мы посчитали, что данный вопрос очень актуальный, и так как Общественный совет представляет интересы и обеспечивает обратную связь с населением по общественным и социально значимым вопросам, поэтому была выбрана такая актуальная тема», — сказала Алтынай Кобеева.
Открывая слушания, председатель комиссии №1 Общественного совета Борис Джапаров констатировал, что они должны были пройти еще в октябре 2022 года, но с тех пор переносились шесть раз в связи с сильной занятостью заместителя акима Алматы Аскара Амрина, курирующего в том числе сферы безопасности, транспорта и дорог. На этот раз замглавы мегаполиса также не смог присутствовать.
«Заместитель акима все семь раз согласовывал время и дату. Мы извещали членов Общественного совета, жителей, но за день до мероприятия нам звонили и просили встречу перенести. Все время по каким-то важным, не терпящим отлагательства причинам.
Можно понять, когда такое происходит один, два, три раза, но сегодня Общественный совет проигнорировали в седьмой раз — улетел в командировку. Есть предложение направить письмо на имя акима города Ерболата Досаева, обратить его внимание на такое отношение Аскара Амрина к проблемам города и его жителей. Предыдущие заместители всегда к нам приходили», — сказал Борис Джапаров.
В начале слушаний руководитель управления городской мобильности Сагындык Телибаев представил отчет о деятельности возглавляемого им ведомства.
Он сообщил, что в июне в Алматы запустят еще 100 новых автобусов, до конца года ожидается прибытие еще 470. Также в город придут 100 новых троллейбусов, завершится реконструкция троллейбусных сетей. Управление городской мобильности планирует увеличивать количество автобусных пригородных маршрутов в 2023 году до десяти.
Телибаев также рассказал о ходе строительства развязок в городе и пробивке крупных магистралей. По его словам, сейчас в городе активно ведутся работы на трех развязках.
Развязка на пересечении улицы Бухтарминской с Кульджинским трактом
На объекте работает подрядчик Bazis Construction. Проектная стоимость развязки — 22,3 миллиарда тенге. До этого уже было освоено 19,9 миллиарда, и в этом году выделено еще 2,4 миллиарда. Готовность объекта составляет 90 процентов, а запустить движение по развязке обещают в июне 2023 года.
Развязка на Сейфуллина — Жансугурова
По словам главы управления, трудности при строительстве развязки были связаны с выкупом участка. На сегодня все участки уже выкуплены. С подрядчиком, который работал на объекте с 2017 по 2022 годы, управление разорвало контракт, и сейчас подрядчиком является компания «ДСУ-13». Готовность объекта составляет 30 процентов. По договору срок завершения объекта — август 2024 года, однако, по словам Телибаева, они планируют запустить движения на участке до конца 2023 года.
Развязка на Саина — Монке би
На объекте работает Bazis Construction. По словам Телибаева, средства для строительства этой развязки уже выделены. Проектная стоимость — 12,1 миллиарда тенге. Проект является частью пробивки улицы Саина. По словам руководителя управления, запуск участка поможет разгрузить улицу Момышулы, отведя часть транспортного потока. Готовность проекта составляет всего 10 процентов, на 2023 год запланировано устройство тоннельной части; устройство съездов, устройство наружного освещения. Однако по плану развязку должны запустить уже в декабре 2023 года.
В ходе общественных слушаний члены Общественного совета задавали свои вопросы главе управления, вносили предложения по улучшению транспортной и дорожной инфраструктуры в Алматы. Были затронуты все сферы, касающиеся транспорта и проектов по развитию транспортной инфраструктуры.
В частности, был задан вопрос о том, на каком этапе находится проект строительства ЛРТ в Алматы и будет ли проводиться новый конкурс на реализацию этого проекта.
«Согласно генплану у нас предусмотрено три этапа ЛРТ. Первый: от Момышулы, где у нас будет предусмотрено электродепо для ЛРТ, до Толе би. Вторая линия будет до рынка «Барлык», третья — до Талгарского тракта. Оттуда мы по Жарокова хотим поднять до «Казахфильма». В этом году планируем начать разработку технико-экономического обоснования. Изначально нужно сделать ТЭО, потом проектно-сметную документацию, а затем будет объявлен конкурс на строительно-монтажные работы», — отметил Сагындык Телибаев.
Эксперт в области транспорта Елена Ерзакович спросила, что будет сделано с работой, проделанной в течение последних пяти лет, по подготовке проектной документации и конкурсу на выбор подрядчика. Телибаев отметил, что понадобится новый проект.
Отдельная тема — платные парковки в Алматы, которые также волнуют автолюбителей мегаполиса.
Директор «Алматы паркинг» Владимир Ни объяснил, почему в течение года штрафы приходили не всем автолюбителям в Алматы.
«На самом деле все это время происходило переключение системы фиксации штрафов на новую систему, которую предоставила Генеральная прокуратура. На период интеграции этой системы штрафы взимались выборочно, то есть в отдельных случаях отдельным нарушителям. При этом все нарушения фиксировались. Сегодня система работает в тестовом режиме. Я думаю, через две недели закончат интеграцию и штрафы начнут выписывать в масштабном режиме, как было раньше», — сказал глава «Алматы паркинг».
Кроме того, стало известно, что деньги за оплату городских парковок в Алматы сейчас поступают на арестованные счета.
«По платным парковкам имеется госпредприятие. Все деньги, которые поступают по парковкам, поступают на арестованные счета. На данном счете накопилось 600 млн тенге, и в последующем деньги, которые поступают в «Алматы паркинг», будут переданы в местный бюджет. Они будут предусмотрены для благоустройства территории определенных районов», — пояснил Сагындык Телибаев.
В ходе общественных слушаний также выяснилось, что система безопасности в алматинском метро нуждается в улучшении.
Член Общественного совета Александр Белянов поделился шокирующей информацией. Оказывается, около месяца назад неизвестные смогли попасть в служебное и особо охраняемое помещение метрополитена и разрисовать вагоны.
«Это заняло у них несколько часов, и за это время их никто не остановил. Ладно, они просто разрисовали, хотя это хулиганство, но ведь будь на их месте другие, они могли бы совершить более опасные действия, в том числе пронести бомбу», — возмутился Белянов.
В ответ и. о. директора алматинского метрополитена подтвердил данный факт и рассказал, что это произошло на отстойном тупике, прилегающем к станции Райымбека.
«Злоумышленники проникли в подземное пространство ночью через венткиоск — специальное сооружение, стоящее на поверхности для вентиляции метро. Они пробрались через это сооружение под землю и разукрасили два вагона на одном из составов, стоявших в отстойнике. По данному факту возбуждено уголовное дело, полиция занимается», — поведал Канат Ахметов.
Сейчас по факту вандализма правоохранительные органы возбудили административное дело, но возмутителей спокойствия пока не нашли. Однако в ходе служебной проверки руководством метро наказало сотрудников, усилила работу охранной службы и службы транспортной безопасности.
«Датчики движения переустановлены в недоступные места и во избежание незаконного проникновения будут установлены дополнительные металлические решетки», — пояснил глава метро.
В числе рекомендаций, которые давали члены Общественного совета Алматы, разделение управления городской мобильности на два ведомства, которые бы отдельно друг от друга занимались дорожной инфраструктурой и транспортом, повышение производительности транспортной системы.
Управлению городской мобильности Общественный совет рекомендовал создать транспортный совет при управлении с приглашением в его состав известных ученых, специалистов и других экспертов, демонополизировать деятельность Транспортного холдинга Алматы в сфере билетирования пассажиров общественного транспорта Алматы и пересмотреть условия договора ТХА с акиматом мегаполиса, заключенного на 49 лет.
Также Общественный совет рекомендует совместно с алматинским Департаментом Антикоррупционной службы провести анализ коррупционных рисков в управлении городской мобильности, обеспечить эффективность центральной диспетчерской службы для повышения качества обслуживания пассажиров, своевременного реагирования а жалобы пассажиров, а также повысить безопасность в работе алматинских автобусов.
Кроме того, Общественный совет рекомендует разработать план организации единого парковочного пространства города, в том числе стимулирование строительства многоярусных парковок, а также создание условий, чтобы владельцы автомобилей хотели пересесть на общественный транспорт.
Общественный совет также рекомендовал решить вопросы организации таксомоторных перевозок в Алматы, совместно с инспекцией транспортного контроля по Алматы утвердить план по обеспечению сохранности качества автодорог в городе.
Важный пункт рекомендаций — введение в состав конкурсных и тарифных комиссий по маршрутам общественного транспорта представителей Общественного совета Алматы и предложенного к созданию транспортного совета.
«Либо мы активны, задаем «неправильные» вопросы, либо в управлении и акимате складывается впечатление, что надо не пускать никуда представителей Общественного совета города. Я думаю, первый вариант более правильный», — подытожил Борис Джапаров.
Целью проведения общественных слушаний являлось обсуждение проблем и перспектив развития общественного транспорта Алматы и алматинской агломерации, содействие формированию эффективных методов организации работы общественного транспорта.