Об этом сообщил генеральный прокурор РК Берик Асылов в ходе международной (для стран Центральной Азии) конференция на тему: «Предупреждение пыток и жестокого обращения: международные и европейские стандарты и передовой опыт».
На конференции, организованной советом Европы совместно с комиссией по правам человека при президенте Республики Казахстан, генеральной прокуратурой Республики Казахстана и Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан, приняли участие европейские эксперты, действующие судьи, сотрудники прокуратур, академии правоохранительных органов и национальных правозащитных учреждений, адвокаты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, а также представители международных и отечественных неправительственных правозащитных организаций, гражданского общества.
«С начала 2023 года в производстве прокуроров находилось 220 уголовных дел о пытках (в 2022 году– 445, снижение в 2 раза).
5 дел в отношении 21 сотрудника (МВД – 8, КНБ — 11) направлены в суд. 48 дел прекращены по реабилитирующим основаниям, по 24 сроки расследования прерваны, 143 в производстве», — сказал генеральный прокурор РК Берик Асылов.
По его словам, в Казахстане принимаются системные меры по противодействию пыткам и другим недозволенным методам следствия.
«В своем Послании народу Казахстана Главой государства от 16 марта 2022 года поручено с января 2023 года расследовать уголовные дела о пытках исключительно прокурорам. Разработана инструкция и методика расследования пыток, соответствующая принципам Стамбульского протокола. В марте этого года в законодательство введено понятие жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, расширен круг субъектов этих преступлений. Проводится оснащение камерами наблюдения «слепых зон» в помещениях органов уголовного преследования и исправительных учреждениях. На сегодня прокуроры подключены к имеющимся системам и ведут онлайн-контроль. Принимаются и другие меры для превенции пыток», — добавил Берик Асылов.
Реформы в Казахстане по части искоренения пыток проводятся и на уровне института Уполномоченного по права человека в РК. Артур Ластаев поделился с присутствующими о новеллах в законодательстве и своими планами по дельнейшей превенции пыток.
К слову, при непосредственном участии офиса Уполномоченного реализуется План первоочередных мер в области прав человека, что законодательно позволило:
Также, по его мнению, превенция должна стоять в авангарде искоренения пыток. Поэтому следующим важным шагом является разработка специального закона о национальном превентивном механизме. Данный закон усилит уже имеющийся потенциал по сведению на нет этого негативного явления. Данную инициативу поприветствовал Подкомитет ООН против пыток и Верховный Комиссар УВКПЧ ООН во время их визита в марте в Казахстан.
В ходе конференции своим опытом поделились судьи Европейского суда по правам человека Лятиф Гусейнов, суда по административным правонарушениям Сербии Коста Митрович, Верховного Суда Таджикистана Кенджазода Мухаммаджалолиддин.
Кроме того, с докладами выступили руководитель управления Секретариата и Член Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) Борис Вудз и Карин Руани-Виммер, руководитель Департамента по правам человека, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Андреа Хубер, международные эксперты Эрик Сванидзе и Анатолий Мунтяну,
Заместитель председателя республиканской коллегии адвокатов Игорь Вранчев, директор национального превентивного механизма по предупреждению пыток офиса омбудсмена Польши Пшемыслав Казимирски, представители генеральной прокуратуры, Национального центра по предупреждению пыток Республик Узбекистана и Кыргызстана Толибжон Умаров и Бакыт Рысбеков.
Участники конференции рассказали о передовых практиках расследования случаев жестокого обращения и пыток, а также роли судебных органов, прокуроров, адвокатов и различных правозащитных механизмов в решении этой проблемы.
Главная цель конференции — концентрации совместных усилий по искоренению всех форм пыток при участии, как государственных органов, так и правозащитных институтов для обеспечения международных стандартов в области прав человека, и дан ряд рекомендаций.