Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Собирается ли Путин заключить газовый союз с Казахстаном и Узбекистаном?

893
Слева направо: президент России Владимир Путин, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев
Фото: rus.azattyq.org

Газовому союзу быть?

Кажется, предложенный Путиным в прошлом году «трехсторонний газовый союз», от которого изначально отмежевались Казахстан и Узбекистан, все-таки складывается.

После российского вторжения в Украину любое более тесное сотрудничество с Россией выглядит как рискованным, так и непоследовательным, поскольку в течение последнего года страны Центральной Азии пытались дистанцироваться от все более агрессивной Москвы. Но рассматривать реваншистскую Россию как главную угрозу государствам Центральной Азии — это скорее взгляд со стороны.

Местные режимы гораздо больше беспокоит тлеющее внутреннее недовольство, чем геополитические амбиции Москвы, поскольку первые в любой момент могут вылиться в социально-экономические протесты. События зимы 2022 года показали, что последней каплей вполне может стать нехватка газа.

Растущий дефицит газа

На первый взгляд, у богатых ресурсами Казахстана и Узбекистана проблем с газом быть не должно. Запасы природного газа в Казахстане составляют более 3 триллионов кубометров, а в Узбекистане – 1,8 триллиона кубометров. Страны ежегодно добывают более 30 и 50 миллиардов кубометров газа соответственно.

Теоретически этих объемов должно хватить как для внутреннего потребления, так и для экспорта. Тогдашний министр энергетики Узбекистана Алишер Султанов заявил в 2021 году, что в стране достаточно газа «для трех Узбекистанов». Тем не менее этой зимой люди по всей стране, в том числе в столице, страдали от неадекватного отопления. Водителям приходилось часами стоять в очереди за бензином, многие заправки были закрыты. Казахстан столкнулся с аналогичными проблемами.

Дело в том, что добычи газа в странах недостаточно для покрытия как быстро растущего внутреннего потребления, так и экспортных обязательств. Доля газа в энергобалансе Казахстана постоянно растет: к концу 2021 года 57% жителей имели газифицированные дома против 30% в 2013 году. В Узбекистане на долю газа приходится более 80% национального энергетического баланса.

Другими причинами ежегодного увеличения внутреннего потребления на 7-10 процентов в Узбекистане и Казахстане являются рост населения (1,5-2% в год), рост строительства и развитие промышленности. Прогнозируется, что объем промышленного производства вырастет на 4% в Казахстане и еще больше в Узбекистане, где в 2021 году наблюдался рекордный рост на 9,5 процента.

Помимо внутренних нужд,

страны договорились экспортировать газ в Китай, но уже не выполнили своих обязательств

В 2022 году дефицит на внутренних рынках побудил Ташкент объявить о приостановке экспорта газа в Китай и Астане об их сокращении. В то же время расхождение с китайской статистикой в $380–450 млн говорит о том, что Узбекистан продолжал экспортировать газ, но просто не хотел, чтобы общественность узнала об этом. Какова бы ни была реальность, Пекин недоволен ситуацией и не скрывает этого.

Китайский фактор

У Казахстана и Узбекистана может возникнуть соблазн поставлять в Китай в приоритетном порядке, чтобы завоевать благосклонность своего стратегического партнера и получить валютную выручку, но тогда ее не хватит для собственного народа, а повторяющиеся внутренние энергетические кризисы угрожают стабильности их политических режимов.

В начале 2022 года газ стал главной движущей силой протестов в Казахстане, в которых приняли участие более миллиона человек. В Узбекистане энергетический кризис этой зимой вызвал местные протесты, лишившие работы многих высокопоставленных чиновников. По этой причине страны ищут другой выход из проблемы.

Возможности Туркменистана

Оптимальным решением было бы начать импорт газа из России и Туркменистана, поскольку инфраструктура для прокачки газа из этих стран уже существует. Как и Россия, Туркменистан является глобальным газовым гигантом: он обладает четвертыми в мире запасами и годовой добычей более 80 миллиардов кубометров. В 2022 году Казахстан и Узбекистан впервые договорились о прямом импорте туркменского газа. Но опора только на Ашхабад проблему не решит.

Во-первых, Туркменистан и раньше подводил своих новых партнеров. В январе Ашхабад приостановил экспорт газа в Узбекистан «по техническим причинам».

Он также не выполнил свои контрактные обязательства перед Китаем, за что был оштрафован Пекином.

Во-вторых, Туркменистан может только поставлять газ: оказывать технологическую помощь он не в состоянии. Он зависит от технологий Китая, поэтому Казахстан и Узбекистан рассматривают его только как второстепенного поставщика. При этом Россия может не только поставлять газ, но и оказывать помощь в строительстве и модернизации подземных хранилищ газа, управлении энергетической инфраструктурой и других технологических аспектах.

Москва остается партнером

Несмотря на некоторые антироссийские заявления и жесты в ответ на вторжение в Украину, и Ташкент, и Астана поддерживают тесные отношения с Москвой. «Газпром» также хорошо знаком с рынками Центральной Азии. Недавнее расследование радио «Озодлик» показало, что «Газпром» и узбекские олигархи контролируют ключевые нефтегазовые месторождения Узбекистана через сеть офшорных компаний.

Сейчас Москва более чем когда-либо заинтересована в выходе на относительно небольшие рынки Центральной Азии. С тех пор как европейские страны стали отказываться покупать российские энергоносители, у России остался излишек газа для продажи в размере около 150 миллиардов кубометров. Узбекистан и Казахстан, конечно, не заменят европейский рынок, но могут помочь смягчить удар.

Государства Центральной Азии могут даже воспользоваться нынешним статусом изгоя России, чтобы заключить более выгодную сделку. Аналитик «Сколтеха» Сергей Капитонов считает, что Казахстан и Узбекистан могут договориться о более низкой цене на российский газ, чем цена, которую Китай платит за газ из этих стран. Такая договоренность позволит им использовать российское топливо для внутреннего рынка, получая при этом иностранную валюту за экспорт в Китай.

Одна загвоздка в том, что общественность в Казахстане и Узбекистане воспринимает подписание новых соглашений с Россией как признак слабости их правительств: унизительное признание того, что страны не могут решить проблему самостоятельно. Сообщения СМИ о том, что Москва просила передать в собственность «Газпрому» газопроводные сети двух центральноазиатских стран, были особенно спорными и были быстро отвергнуты правительствами Узбекистана и Казахстана.

Некоторые также предположили, что вовлекая своих южных соседей в более тесное сотрудничество по газу, Россия хочет получить контроль над экспортом газа из Центральной Азии в Китай. Но это может оказаться затруднительно, поскольку часть трубопроводов, проходящих через Узбекистан и Казахстан, контролируется совместными компаниями с участием Китая. После многолетней последовательной диверсификации своей сети поставщиков газа Пекин вряд ли согласится на это.

В любом случае в этом месяце Россия должна начать поставки газа в обе страны. Хотя никаких подробностей не разглашается и не ожидается, поскольку сейчас рискованно публично обсуждать сотрудничество с Москвой, скорее всего, это будут регулярные поставки для покрытия растущих внутренних потребностей.

Более тесное газовое сотрудничество с Москвой несет в себе как опасности, так и выгоды. С одной стороны, регулярные поставки обеспечат экономический рост, успокоят население и помогут решить проблемы с Китаем. С другой стороны, Россия будет иметь еще большие рычаги влияния на государства Центральной Азии. Это усложнит многовекторную внешнюю политику Ташкента и Астаны и вынудит их отложить на неопределенный срок процесс дистанцирования от России.

Автор: Темур Умаров

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter