В числе мер, которые предпринимаются на уровне государства по защите материнства и детства — обеспечение бесплатного доступа детей, в том числе страдающих тяжелыми и редкими заболевания, к сложнейшим операциям и дорогостоящему по себестоимости лечению.
Сегодня дети до 18 лет могут абсолютно бесплатно, без каких-либо дополнительных условий, получать бесплатную медицинскую помощь, предусмотренную пакетами ОСМС и ГОБМП. При этом, никаких взносов за своих детей родители не платят, так как несовершеннолетние застрахованы за счет государства.
Для раннего выявления заболеваний дети абсолютно бесплатно проходят профосмотры и скрининги. В случае выявления подозрений на какие-либо нарушения, детей направляют на дополнительные обследования и лечение.
Но самое важное, что благодаря действующей системе медицинского страхования несовершеннолетние дети могут абсолютно бесплатно, в своей стране получать сложнейшие операции. Для этого государство не только оплачивает взносы за детей в системе ОСМС, но и обеспечивает условия для непрерывного профессионального развития казахстанских врачей, чтобы они были способны успешно оперировать маленьких пациентов. Для обмена опытом в Казахстан приглашают ведущих мировых медиков из Европы, Азии, России.
К примеру, на днях в Алматы провели уникальную операцию «хрустальному» ребенку с редким тяжелым диагнозом. Это — одна из сложнейших операций на опорно-двигательном аппарате нижних конечностей, которые проводятся в рамках ОСМС.
4-х летнего ребенка, страдавшего сочетанием врожденной тяжелой формой плоскостопия – плоско-вальгусной деформацией обеих стоп и несовершенного остеогенеза (повышенная хрупкость и ломкость костей), успешно прооперировали травматологи-ортопеды Детской городской клинической больницы №2 в рамках уникального мастер-класса с участием президента Русской ассоциации Понсети Максима Вавилова.
Как нам стало известно, казахстанские врачи совместно и под руководством с российским специалистом провели операцию по устранению патологии костно-суставной системы – перемещение или трансплантация сухожилия, ахилопластика, артроэрез подтаранного сустава с внедрением аутотрансплантанта с правой подвздошной кости. Операция длилась более одного часа.
По словам заведующего отделением травматологии ДГКБ №2 Ерлана Садырбалина, долгое время из-за хрупкости костей операция была противопоказана. Пациентка получала специальную заместительную терапию в НИИ Материнства и детства в Астана.
«Ребенок родился с данными патологиями. Были жалобы на боли в стопах, на деформацию стоп, невозможность бегать, прыгать. Девочка испытывала боль даже при ходьбе. До определенного времени делать операцию на костную суставную систему, было невозможным. Кости бы не выдержали и рассыпались. Мы ждали 4-х летнего возраста, когда кости станут достаточно крепкими и твердыми. Произвели операцию по устранению вальгусного плоскостопия. Сейчас, после операции, часть этих жалоб исчезнет. Теперь ей предстоит длительное реабилитационное лечение», — пояснил Ерлан Садырбалин.
Маленькая пациентка выписана в удовлетворительном состоянии, врачи дали свои рекомендации родителям по восстановлению ребенка после операции и дальнейшей реабилитации.
Пример другой сложной, сделанной также в Детской городской клинической больнице №2 Алматы, операции — помощь ребенку с врожденной деформацией черепа.
У 6-месячного пациента, которому провели операцию, был диагностирован редкий порок развития головного мозга и черепа – краниосиностоз.
Такие сложнейшие нейрохирургические операции по лечению краниосиностоза в Алматы выполняются только в ДГКБ №2. Операции проводятся детям бесплатно в пакете обязательного социального медицинского страхования.
Стоит отметить, что первым начал проводить малоинвазивные операции детям с этим пороком в Казахстане врач-нейрохирург Азамат Жайлганов. По его словам, при краниосиностозе у ребенка, находящегося в материнской утробе, зарастает один или несколько швов черепа, что впоследствии вызывает специфическую деформацию головы. Важно помнить, что краниосиностоз — это заболевание, а краниостеноз — осложнение.
У маленького пациента краниосиностоз диагностировали в 5 месяцев. У него рано зарос родничок и неправильно сформировался череп.
«В норме череп ребенка постоянно меняется, правильно и пропорционально увеличивается в размерах именно благодаря тому, что кости соединены швами. Швы начинают срастаться — «закрываться» примерно в два года. Поскольку у ребенка с краниосиностозом один или несколько швов закрываются раньше времени, голова продолжает расти лишь в тех местах, где швы не соединились», — рассказал врач Азамат Жайлганов.
Череп заметно деформируется, однако это визуальное следствие заболевания далеко не самое страшное. Если ничего не предпринимать, то в дальнейшем, в следствии сдавления мозга в деформированном черепе, у ребенка может возникнуть задержка психомоторного развития, ряд неврологических проблем вплоть до слепоты и глубокой инвалидности.
Маленькому пациенту операцию провели в 6 месяцев, использовав самый оптимальный вариант – малоинвазивное хирургическое лечение.
«Суть операции заключается не только в устранении косметического дефекта, но и в увеличении объема полости черепной коробки – именно последний факт обеспечивает благоприятные условия для развития головного мозга»-, говорит Азамат Жайлганов.
Ребенка после операции выписали уже на 4 день, что говорит о быстром восстановлении. По словам отца мальчика, сразу после операции были видны результаты.
Изначально, узнав о диагнозе своего малыша, родители очень сильно переживали и рассматривали возможность выезда на лечение в зарубежье. Но помогли маленькому пациенту казахстанские врачи – детские нейрохирурги.
«Сейчас сын отлично себя чувствует, развивается физически и умственно, соответствует своему возрасту. Это все благодаря таланту и золотым рукам Азамата Абикеновича, а также заботе государства, которое внедрило ОСМС»,- поделился благодарный папа ребенка.
Проведение такой операции детям в возрасте до 6 месяцев позволяет полностью устранить косметический дефект и обеспечить нормальное развитие мозга.
Кроме того, в этом возрасте активно восстанавливаются ткани, а организм надежно реагирует на неблагоприятные факторы. Поэтому раннее хирургическое лечение приводит к полному выздоровлению ребенка без какого-либо остаточного неврологического дефекта. Конечно же вопреки ко всему существует риск повторной операции, но уже у физически и умственно сохранного ребенка.