Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Синдром ЛРТ: когда мы научимся эффективно распоряжаться бюджетом?

237
Фото: Sputnik Казахстан

В апреле прошлого года на заседании правительства президент еще раз высказался о строительстве ЛРТ, который сильно ударил по бюджету и раскритиковал  пассажирские перевозки в Астане. Токаев отметил, что на многих направлениях не хватает автобусов большой вместимости и что не соблюдается регламент по времени, а автобусные остановки не оборудованы должным образом.

Хотя президент признал, что проект ЛРТ изначально был неверным, но учитывая проблемы с общественным транспортом, распорядился ускорить строительство ЛРТ, чтобы быстрее ввести его в эксплуатацию. Из бюджета на эти цели выделили еще 50 млрд тенге.

Мы до сих пор не знаем, кто и с какой целью задумал проект легкорельсового транспорта, протяженность которого составляет всего несколько километров, а окупаться он будет десятилетиями. Нам только известно, что чиновники,  продвигавшие этот проект, присвоили миллиарды государственных средств, ранее выделенных на строительство.

Бывшие руководители города Астаны, которые отвечали за строгий контроль строительства, ушли от ответственности, пересев на другие высокие посты. Лица, похитившие крупные суммы бюджетных средств, уехали из страны и тоже избежали наказания. Тем не менее правительство утверждает, что альтернативы строительству LRT ​​нет.

Но это не так. Альтернатива проекту LRT – экологически чистый троллейбус. В странах Европы помимо метро ​​пассажирские перевозки осуществляют троллейбусы и трамваи. Троллейбусы предпочтительней за счет быстрой окупаемости. Построить троллейбусные пути не очень дорого. Проблем с водителями не будет, поскольку и женщины прекрасно с этим справляются.

В последнее время в информационных источниках появились сообщения о планах по реализации проекта ЛРТ уже в Алматы. Однако и в южной столице с населением 2,5 миллиона человек тоже есть альтернатива: увеличение количества автобусов и троллейбусов, новые маршруты, дальнейшее развитие метрополитена. Вложенные средства точно вернутся в бюджет, чего не скажешь об ЛРТ, поскольку пример Астаны заставляет в этом сомневаться.

И еще. На данный момент многие социальные проблемы (питьевое водоснабжение, газификация сел, дефицит школ и др.) не решаются, но при этом для канцелярии экс-президента Назарбаева деньги нашлись. На 2022-2023 годы выделено 4 млрд 278 млн тенге. А на 2024 год запланировано 1 млрд 994 млн. Что на это ответит «Слышащее государство»?

Будем надеяться, что после парламентских выборов депутаты инициируют законопроект о строгом контроле за расходами бюджета страны и воспользуются правом требовать от правительства финансового отчета по любому проекту.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter