Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Рахман Алшанов: «Реформам нужно время, сейчас уже есть их плоды»

161
Фото: time.kz

Почему необходимость реформ в Казахстане назревала долгие годы? Работают ли уже инициативы президента Токаева и сколько времени объективно нужно для их полного исполнения? Об этом высказался общественный деятель, президент Ассоциации вузов, ректор университета «Туран» Рахман Алшанов.

− Политические реформы Касым-Жомарта Токаева затрагивают многие сферы. Считаете ли вы, что они смогут положительно повлиять на ситуацию в стране и решить наболевшие проблемы?

− За 30 лет мы прошли несколько этапов своего развития. Был начальный этап, когда СССР развалился и страна должна была выжить. Потом был этап становления экономики, привлечение иностранных инвестиций. Потом был рост, нельзя не говорить об этом.

Некоторые секторы нацэкономики поднялись — транспорт, строительство, горнорудный сектор, нефтегазовый сектор, пищевая промышленность, химическая, дорожное строительство, городское. Они приносили доход. По темпам строительства мы действительно добились в последнее время рекордных показателей — 17 млн квадратных метров! Никогда в нашей истории такого не было. Такого количества дорог никогда мы не строили. Нельзя не отметить, что экономика не стояла на месте.

Но вместе с тем, к большому сожалению, накопились перекосы, связанные с тем, что некоторые сектора были монополизированы отдельными людьми, приближенными к власти, пользовались связями.

Например, рынок нефтепродуктов. Если посмотреть, везде цены то падают, то растут, а у нас на дизтопливо и бензин они не менялись. Почему? Мы спрашиваем у заправщиков, они ставят свою маржу, завод — то же самое. Оказывается, нефть принадлежит госкомпании, посредники некоторые покупают нефть у государства и продают в любое время по своей цене. Это монополизация, рынок и его законы на них не действовали. У них были свои. Точно также и в других секторах.

Монополизация рынка привела к деформации рыночных отношений. Мы их строили, но в то же время видим, что честные бизнесмены не могли проявиться в конкурентной борьбе, у «Самрук-Казына» тендеры выигрывали только определенные круги, большие объемы. Это привело к коррупции, межбюджетные отношения были деформированы.

Недавно мы беседовали с Павловым Александром Сергеевичем, бывшим министром финансов и вице-премьером. Он говорит, что последние годы все регионы, кроме трех, были потребителями республиканского бюджета. Почему? Ведь до этого они работали, все были недефицитными, кроме трех, а сейчас наоборот. Почему?

Управления экономики прошли так называемую «голландскую болезнь» — проклятие ресурсами. Она сказалась на нас, потому что цена на нефть росла, себестоимость на нее была порядка 10-12 долларов за баррель, а у нас продавалась за 145. Получилось, бюджет распухал, вопрос был в том, чтобы потратить.

А когда ситуация поменялась, мы оказались к этому не готовы. Это, конечно, «развратило» некоторые круги. И счетный комитет ежегодно говорит, что у нас нарушения составляют около триллиона тенге. Это сотни миллиардов! Как такое может получатся? У бизнесменов нещадно собирают налоги, даже жестко, в то же время их использование из рук вон плохо поставлено.

Поэтому ряд вопросов назрел. Регионы ощущали неравномерность, к сожалению, выросла бедность, безработица росла в последние годы. При таких ресурсах, при таких возможностях народ спрашивал, почему это происходит?

Я думаю, здесь перед Токаевым стояла большая задача и проблема. Он вроде вырос из «шинелей», из прошлой системы, жил в этой системе координат, но в то же время бывал за рубежом, был заместителем генерального секретаря, широкими глазами смотрел на мир. В этой связи сравнение было не в нашу пользу. Поэтому были нужны реформы.

— Каких конкретно изменений требовало время? В чем нужно было реформировать систему?

− В том, чтобы была демократичность. Чтобы доступность к ресурсам была одинаковая. Тендеры квазигоссектора должны быть прозрачными. В руководство этих компаний должны прийти честные, порядочные люди, добросовестные. Их у нас немало, просто там была своя система круговой поруки, нужно было разрушить этот барьер, разрубить гордиев узел.

Конечно, это было непросто, много было приближенных прежнему руководству. Но президент на это пошел, это мужественный шаг. Он тем самым говорит: «Я беру ответственность на себя, я буду это делать». Хотя многие думали, что он человек мягкий, дипломат, может быть не получится у него. Нет! У него получилось.

Конечно, не все сразу можно сделать, не всех людей найдешь, их надо проверять. Почему кадровый вопрос так долго решают сейчас? Надо было проверить, потому что все выросли в одной системе координат. Как здесь быть? Безусловно, идеальных кандидатур нет, но кадровые решения приняты, люди поставлены. Обновление идет. В том числе парламента, сената, мажилиса, маслихатов… Не все решено, но по крайней мере курс, тренд выборный правильный, надо обновлять систему.

Скажем, выборы сельских акимов. Никогда такого не было. Сам ресурс государство дает, но по крайней мере никого не обвинишь теперь. Вот аким, он может по программе поддержки сельского хозяйства использовать ресурсы, которые дает Министерство сельского хозяйства. Раньше до многих не доходили, потому что акимы по «своим» распределяли. А теперь, когда выборность, все уже говорят: «Дорогой, ты кому отдал? В следующий раз не пройдешь».

Теперь очередь за районными акимами — это следующий этап. Президент объявил, и к этому идет. Сейчас почему обновление происходит, потому что много людей из прежней системы, надо освободится от «груза», от людей, которые ретранслируют прежние подходы. Шаг сделан, родственников тех, кто приближен, уже отсекли.

— Что Вы думаете об инициативе по возврату капиталов?

− Конечно, на самом деле много ушло. Сейчас целая комиссия работает, инициативная группа есть. Поэтому зарубежные и международные эксперты, особенно журналистская ассоциация, все готовы представить информацию. Тогда будет доказано, что это незаконно.

Пусть покажут декларацию о доходах… Будет понятно, на каком основании, почему купил, где взял ресурсы — заработал или просто по звонку получил, или на коррупционные деньги. Если нет этого, возвращай государству. Ты получил незаконно, доход твой незаконный, налог не заплачен.

Народ сейчас бдительный, все выставлено в социальных сетях. Да, за компанию может и случайно кто-то попал, но по крайней мере проверке подлежат все. Создана комиссия, но немедленного решения не бывает. Все должно быть по закону!

В судебной системе страны тоже идет серьезная очистка, было много недостатков, но идет обновление. Эти решения будут способствовать тому, что предложения, озвученные Токаевым, будут исполнены. Они уже исполняются. Конечно, все хотят быстрой скорости, чтобы немедленно был результат.

Я думаю, что права честного человека должны быть соблюдены. Чтобы он не попал под раздачу, кто-то работает, пашет, но оказался рядом с нечестным человеком. Он не виноват, потому что невозможно было работать. Тут должен быть тщательный подход!

Президент Токаев потому и говорит, что обратного хода нет. Мы пойдем на реформы, доведем их до конца, но и ломать, скажем так, не надо «через колено». Спокойно посмотрим. Закон нарушил — до свидания! Если все в порядке, налог заплатил, выкупил, тогда извини и работай. Потому что правило рыночной экономики: собственность должна быть заработана. Честность должна быть. И честная конкуренции.

Реформам нужно время, сейчас уже есть плоды. Конечно, много накопилось проблем. Но мы и сами тоже виноваты. У граждан огромное количество долгов. Миллиарды тенге берут на проведение свадеб. Если возможности нет, зачем 500 человек приглашаешь? Пригласи 50-70 близких. Зачем брать кредит? Лучше бы купил квартиру молодым! Экономическое сознание и поведение, к большому сожалению, не всегда соответствует рыночной экономике. По средствам нужно жить!

Все хотят, чтобы Токаев списал долги перед банками, забывая, что БВУ — это частная собственность. Конечно, поддержка банков неадекватная была в свое время: им дали 25 млрд долларов для устойчивости, потом 8 млрд, потом 1 млрд. Дискуссия по некоторым банкам идет, это проблема, которая нуждается в разрешения. Президент об этом знает.

− В свете проходящих выборов как вы считаете, какими должны быть современные депутаты?

− Многопартийность сегодня позволит выйти достойным кандидатам. Среди них, конечно, есть много людей, которые, скажем так, пошумят и уйдут. Но есть и конструктивные ребята, которые могут ставить серьезные вопросы и требовать их исполнения.

Чем важен депутат? Тем, что он может задать вопрос, на который правительство должно отвечать. Президент на это рассчитывает. Что завтра в парламент придут пусть не 100%, но люди, которые смогут с того же министра спросить: «Дорогой друг, почему на эти цели выделено столько денег, а где результат? Отчет не надо, покажи результат! Построены ли дома, дороги? Столько денег выделено, где это?»

− Президент инициировал ряд реформ по квазигосударственному корпусу. Например, по «Самрук-Казына» в части увеличения отечественного содержания в госзакупах. Как могут сработать реформы в этом вопросе?

− Вы знаете, когда создавали «Самрук-Казына», мы решили пойти по пути корейских чеболей, то есть супергиганты становятся локомотивами национальной экономики, преобразований и так далее. К большому сожалению, так у нас не получилось.

Например, «КазМунайГаз», когда цены на нефть росли, умудрился быть убыточным. Никто не понял, как это. И помощь ему оказывалась из Национального фонда. Точно также и другие нацкомпании были убыточными, допускали огромные потери.

Почему? Этот сектор был вне народного контроля и поля зрения. А сейчас там общественный совет создан, обновлено руководство, обновлены советы директоров компаний. Проводят большую работу.

Эти отношения должны быть реформированы, пересмотрены критически. Все эти годы они были вне поля зрения, творили все, что хотели, а ведь это «народные» предприятия, деньги.

Теперь это будет взято под контроль и будет спрос. Президент четко говорит, что спрашивать будут пристрастно. Многие нормативно-правовые акты, которые закрыли, позволяли вести себя как ты хочешь. Они пересматриваются, я думаю, процесс идет в этом направлении серьезный.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter