Иногда очень легко не заметить Казахстан. Британские бизнесмены и политики, которые могут быть знакомы с более отдаленными дальневосточными рынками, мало знают об этой огромной среднеазиатской стране, расположенной на важном географическом и культурном перекрестке.
Они могут знать, что это бывшая советская республика — ярлык, который казахстанцы хотят сбросить, и что она обладает значительными нефтегазовыми богатствами. Но многим было бы трудно назвать столицу (Астана) или даже с уверенностью нанести ее на карту.
Есть несколько причин, почему это необходимо изменить. Казахстан представляет целый ряд деловых возможностей для британского бизнеса — от чистой энергии до образования, редкоземельных элементов и многих других промежуточных областей.
Западные правительства явно активизируют свое взаимодействие с Казахстаном как по геополитическим, так и по экономическим причинам.
Госсекретарь США Энтони Блинкен был там в конце февраля, выразив поддержку США независимости, суверенитета и территориальной целостности Казахстана и других стран Центральной Азии. С момента обретения независимости США инвестировали в страну около 50 миллиардов долларов.
В ноябре 2022 года Урсула фон дер Ляйен подписала соглашение с Казахстаном, направленное на обеспечение сырьем, особенно полезными ископаемыми, для продвижения целей ЕС в области цифровой и зеленой экономики.
И Великобритания тоже все больше взаимодействует с Казахстаном. Торговый представитель премьер-министра Эмма Николсон посетила страну в начале марта, а на следующей неделе ожидается визит министра иностранных дел Джеймса Клеверли – первый подобный визит за многие годы.
В Казахстане зарегистрировано около 600 британских компаний, и с 2005 года они инвестировали в Казахстан более 13 миллиардов фунтов стерлингов.
Так почему именно высокопоставленные западные политики сейчас больше взаимодействуют с Казахстаном? И почему британские фирмы должны обратить на это особое внимание?
Я бы выделил пять основных причин.
Исторически сложившись на древнем Шелковом пути, Казахстан долгое время продвигал свое стратегическое положение в качестве транзитной страны между Европой и Азией. Поскольку российский рынок закрыт из-за международных санкций, Казахстан, выступающий против войны в Украине, представляет собой жизнеспособный альтернативный рынок для много фирм.
Однако стоит отметить, что это не означает уклонение от санкций. Правительство Казахстана ясно дало понять, что оно будет уважать международные нормы и стандарты и не может позволить, чтобы его считали нарушителем правил.
При президенте Токаеве Казахстан проводит политические и экономические реформы, приватизируя государственные активы, продвигая рыночную экономику и устраняя влияние олигархов, которые процветали при его предшественнике. Парламентская и избирательная реформа неуклонно продолжается. Страна стабильная и мирная.
Нефть и газ остаются основой экономики. Но, как признал ЕС, казахстанский сектор редкоземельных и полезных ископаемых вступает в свои права, поскольку страны изо всех сил пытаются получить стратегическое сырье, необходимое для технологического развития и зеленого роста — рынок, на котором сегодня доминирует Китай.
Западу потребуются социально ответственные предприятия по добыче и переработке, а также надежные цепочки поставок, чтобы в полной мере воспользоваться тем, что может предложить Казахстан. Это представляет собой прекрасную инвестиционную возможность.
Казахстан делает все возможное для поощрения прямых иностранных инвестиций, и ему могут помочь государственные учреждения — в частности, «Казах Инвест». Хотя коррупция по-прежнему вызывает беспокойство, правительство намерено действовать в этом направлении.
Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), созданный пять лет назад, обеспечивает надежную, открытую и знакомую основу для арбитража и судебных исков, если что-то пойдет не так. Его судьи в основном британцы, а его судебная система использует английское общее право. Решения судов МФЦА являются окончательными и не могут быть обжалованы в национальной судебной системе.
Казахстан – молодая страна с постоянно растущей талантливой рабочей силой. В течение тридцати лет правительство уделяло приоритетное внимание зарубежному высшему образованию в рамках своей программы стипендий «Болашак» для обучения за границей.
Половина всех студентов, принявших участие в этой схеме, поступили в британские университеты, и многие из этих выпускников теперь занимают руководящие должности в правительстве и промышленности.
В настоящее время правительство сосредоточено на транснациональном образовании, успешно привлекая иностранные университеты для открытия своего дела в Казахстане. В 2021 году в Алматы был основан De Montfort University Kazakhstan – первый кампус британского университета в стране, предоставляющий качественное британское высшее образование новому поколению молодых казахстанцев.
Так что визит министра иностранных дел очень своевременен. Будь то по геополитическим или экономическим причинам, Казахстану пора занять более высокое место в списке внешнеполитических приоритетов Великобритании. Его энергетические ресурсы, например, могли бы сыграть важную роль в том, чтобы помочь Западу навсегда снизить свою зависимость от России в плане нефти и газа. Многие казахи знакомы с Великобританией, и к нам относятся очень доброжелательно. Укрепление нашей стратегической приверженности этому ключевому центральноазиатскому партнеру давно назрело.
Автор: Майкл Гиффорд, бывший посол Великобритании в Казахстане с 2018 по 2021 годы