Процесс аттестации учителей отныне будет автоматизирован.
Глава государства недавно заявил, что требования к учителям должны быть высокими.
«Необходимо последовательно и системно повышать качество человеческого капитала. Вы знаете, что эта проблема находится под моим пристальным вниманием. Потому что главное богатство Казахстана – это люди. Только способные и образованные граждане поведут нашу страну вперед. Поэтому необходимо всесторонне развивать систему образования. В последние годы государство значительно увеличило инвестиции в данную сферу», — сказал президент.
По его словам, во всех регионах интенсивно ведутся строительные и ремонтные работы в школах.
«Но одного этого недостаточно. Необходимо принять смелое решение по повышению качества образования, особенно среднего. Учитель – важнейший человек в просветительской деятельности. Мы должны продолжать повышать его авторитет в обществе. Однако большинство учителей, директоров и выпускников педагогических учебных заведений не сдали государственный квалификационный экзамен. Некоторые опытные учителя жаловались на то, что задания, подготовленные профильным министерством, были слишком сложные. Возможно, их следует упростить или улучшить. В этой сфере нет раз и навсегда застывших правил. Но, в любом случае, требования к учителям должны быть высокие», — отметил глава государства.
В целях реализации поручения президента, министр просвещения Гани Бейсембаев доложил о планируемых мерах, связанных с повышением профессионального качества педагогических кадров и менеджмента в системе образования.
«Профессиональный уровень учителей определяется при аттестации. Согласно действующим правилам, процедура аттестации состоит из трех этапов: оценка квалификации, комплексный аналитический сбор результатов службы, проверка знаний».
Кроме того, существуют определенные проблемы, такие как сбор кучи документов преподавателями в электронном и бумажном вариантах, длительное рассмотрение представленных документов аттестационной комиссией, качество тестовых заданий. Другой вопрос – соблюдение принципов объективности, прозрачности и академической честности при аттестации.
«Автоматизация процесса аттестации будет основным инструментом в регулировании этих вопросов. Простыми словами, аттестация проводится по принципу «нажатия одной кнопки». То есть учитель подтверждает, что намерен пройти аттестацию, а личные документы аттестуемого и соответствующие материалы, определяющие его квалификационный уровень, автоматически собираются и анализируются информационной системой, которая подводит итоги за короткий промежуток времени».
В соответствии с планируемыми новыми изменениями профессионализм и успешность деятельности педагога будут напрямую связаны с достижениями учащихся.
Предусматривается освобождение от процедуры аттестации педагогов, которым до пенсионного возраста осталось 5 лет при условии, если они не будут продолжать педагогическую деятельность.
Также будет усовершенствована процедура тестирования аттестации. Рабочая группа предлагает оценивать предметные знания педагогов с поэтапным увеличением процентного соотношения заданий высокого, среднего, низкого уровней в зависимости от квалификационной категории. По направлению «Диагностика профессиональных компетенций педагога» рекомендовано проводить тестирование для выпускников педагогических специальностей, лиц впервые приступающих к профессиональной деятельности педагога и имеющих перерыв в стаже работы.
В целях улучшения менеджмента в системе образования программа отбора и подготовки 1000 лидеров изменений в образовании по модели президентского Молодежного кадрового резерва прошла обсуждение в рабочих группах. В программе будут участвовать педагоги или заместители руководителей, имеющие гражданство Республики Казахстан, высшее образование и педагогический стаж не менее 3 лет.
Определены 3 этапа подготовки и включения в республиканский кадровый резерв — отбор, обучение и включение в кадровый резерв.
После прохождения каждого модуля проводится промежуточная оценка. По результатам итоговой оценки педагогам предлагается пройти стажировку на базе ведущих школ.
Таким образом, начиная с 2024 года ежегодно будет пополняться кадровый резерв руководителей нового формата, лидеров изменений в образовании. Это также будет способствовать решению вопроса обеспечения новых школ, строящихся в рамках национального проекта «Комфортная школа» подготовленными руководителями.