Первый процесс завершился, начался новый — уже над другой группой.
В Узбекистане проходит новый судебный процесс над 39 обвиняемыми по делу о протестах в Нукусе, сообщает Озодлик.
20 задержанным предъявили обвинения в организации массовых беспорядков,
еще семерых обвинили в распространении материалов, содержащих угрозу общественной безопасности.
Семерых задержанных подозревают в причинении тяжкого вреда здоровью двух и более лиц, четверым подсудимым предъявлены обвинения в незаконном завладении оружием. Одного из фигурантов подозревают в грабеже с применением насилия.
Обвиняемыми по делу, как уточнили в пресс-службе Верховного суда, проходят, кроме прочих, юрист банка, адвокат, журналисты, водители, безработные и другие. Решением суда все подсудимые были заключены под стражу.
Первый процесс над 22 участниками завершился 31 января в Бухаре
Журналист Даулетмурат Тажимуратов, которого следствие считало главным организатором беспорядков, получил 16 лет колонии. Также суд приговорил 15 участников массовых протестов к лишению свободы сроком от трех до восьми с половиной лет.
Другие обвиняемые по делу о событиях в Каракалпакстане, в том числе журналистка, учредитель сайта Makan.uz Лолагул Каллыханова, получили условные сроки или приговоры, связанные c ограничением свободы. Суд также отменил для них меру пресечения в виде содержания под стражей.
Протесты в столице Каракалпакстана Нукусе начались 1 июля из-за проекта поправок к Конституции, среди которых было
предложение исключить из Основного закона положения о суверенитете Каракалпакстана и праве его народа на отделение
на основании результатов всеобщего референдума.
Второго июля в Нукус прибыл президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев, он пообещал не менять статьи Конституции, касающиеся автономии республики, «если каракалпакский народ недоволен». МВД Узбекистана назвало демонстрации незаконными. В сообщении ведомства также говорится о «неправильном толковании конституционных реформ». Четвертого июля стало известно, что
парламент Узбекистана принял решение сохранить в новом проекте Конституции статус суверенитета Каракалпакстана
По данным Генпрокуратуры Узбекистана, жертвами беспорядков стали не менее 18 человек. Как утверждает ведомство, все они получили тяжелые травмы, несовместимые с жизнью. Кроме того, в ходе беспорядков еще 243 человека пострадали, среди них 38 сотрудников правоохранительных органов, 516 протестующих были задержаны.
Ранее в СИЗО Бухары скончался Полат Шамшетов, за участие в Нукуских событиях он был осужден на шесть лет лишения свободы с трехлетним запретом работать на должностях и в органах внутренних дел.
В уведомлении Генпрокуратуры указано, что по предварительной информации, Шамшетов ушел из жизни в результате тромбоэмболии легочной артерии, острой сердечной недостаточности.
Между тем активист из Каракалпакстана Акылбек Муратов заявил, что
Шамшетов был главным свидетелем того, применялось ли огнестрельное оружие силовиками во время событий в Каракалпакстане
В связи с чем назвал «странной» его смерть в следственном изоляторе.
— Власти Узбекистана заявляют, что оружие не применялось, а представители международной организации Human Rights Watch обнародовали сообщения правозащитников, что во время инцидента применяли огнестрельное оружие и гранаты. Полат Шамшетов был одним из главных свидетелей этой ситуации, которая является одним из важнейших аспектов июльских событий в Каракалпакстане, – сказал Акылбек Муратов.
Тем временем Главное управление внутренних дел Ташкента подтвердило информацию о
задержании блогера Абдукодира Муминова, который подозревается в «вымогательстве» и «мошенничестве»
8 февраля в узбекском сегменте социальных сетей появились сообщения, что Youtube-блогер Муминов пропал без вести. Его близкие сообщили, что люди в гражданском провели обыск в его ташкентском доме.
– В 6 часов утра Абдукодир вышел из дома, чтобы заправить свой автомобиль бензином, но после домой так и не вернулся. Мы не знаем, где он находится сейчас, он не отвечает на наши телефонные звонки. Спустя немного времени после того, как мой сын вышел дома, в дверь постучались неизвестные. В это время дома находилась моя невестка, она испугалась и не открыла дверь. Но потом эти люди открыли дверь своим ключом и зашли. Они показали моей невестке ордер и начали обыск, а когда закончили, забрали с собой компьютер моего сына. Моя невестка спросила их, где находится Абдукодир, они ответили ей, что не знают, – рассказала мать блогера Сабохат Абдуллаева.
Задержание Абдукодира Муминова произошло на фоне уголовного дела, возбужденного против ряда узбекистанских журналистов и блогеров
Как говорится в заявлении ГУВД города Ташкента, в отношении Абдукодира Муминова возбуждено уголовное дело по статьям Уголовного кодекса 168 (Мошенничество) и 165 (Вымогательство). Задержание блогера было произведено в процессуальном порядке.
Мать Абдукодира Муминова связывает его исчезновение и проведение обыска в его доме с блогерской деятельностью сына.
– Он делал критические выступления, иногда говорил горькие слова… наверное, все произошло именно из-за этого. Он никогда в жизни не воровал, не обманывал людей, он мальчик с чистым сердцем, – говорит Сабохат Абдуллаева.
Близкий коллега Муминова, еще один узбекистанский блогер Аслиддин Камол, связывает исчезновение с расследованием Муминова, оно касалось дела зятьев президента Шавката Мирзиеева.