Жители Казахстана в 2022 году чаще всего брали кредиты на небольшие суммы.
О том, что 2022 год оказался непростым для наших граждан, свидетельствует статистика выдачи кредитов.
По данным Первого кредитного бюро, общая сумма выданных потребительских кредитов с залогом увеличилась на 61,6 млрд тенге (на 26,1%) — до 297,8 млрд. Однако их количество сократилось почти вдвое, до 267,5 тыс. единиц.
«Несмотря на то, что тип продукта подразумевает залог,
в 80% случаев кредиты выдаются на сумму до 300 тыс. тенге, что составляет всего 5,9% от общей суммы выданных кредитов
Портфель залоговых потребительских кредитов вырос на 88,3 млрд тенге (на 15,5%) — до 659 млрд.
Общий объем кредитов с просрочкой больше 90 дней составил 198 млрд тенге, или 30,1% от портфеля
При этом более половины совокупной просрочки приходится на займы, выданные до 2015 года», — сказал руководитель ПКБ Руслан Омаров.
Одновременно с этим объем выданных микрокредитов онлайн по сравнению с 2021 годом вырос на 176,6 млрд тенге (на 75,5%), составив 410,7 млрд. Наряду с этим произошел рост их количества — на 2,3 млн единиц (на 44%) — до 7,7 млн единиц.
«Все это свидетельствует о значительном увеличении спроса на данный продукт со стороны населения.
Средний размер выданного займа рос вслед за инфляцией на протяжении всего года. Если в январе он составлял 51,1 тыс. тенге, то в декабре – 58,9 тыс.
Интересно, что портфель микрозаймов изменился незначительно, увеличившись всего на 5,1% — до 120 млрд тенге. Его качество улучшилось:
доля просрочек свыше 90 дней снизилась с 50,5% (57,7 млрд) до 23% (27,6 млрд)
Это произошло за счет списания, рефинансирования и реструктуризации проблемных займов», — заключил Омаров.
Добавим, что рост цен в Казахстане за год на продукты оказался выше, чем в других странах, входящих в ЕЭАС.
По данным ЕЭК, выше, чем в среднем по ЕЭАС, прирост цен на продовольственные товары зафиксирован в Казахстане (на 25,3%), Кыргызстане (на 17,1%) и Беларуси (на 13,8%).
Наибольшее увеличение цен на непродовольственные товары отмечалось в Казахстане (на 19,4%) и Беларуси (на 13,7%), на платные услуги – в Казахстане (на 14,1%) и России (на 13,2%).