Те, кто бывает в Астане как турист или командировочный, конечно, первым делом стараются попасть на Левый берег, осмотреть новые «визитные карточки» столицы – как знакомые уже Ак Орду, Байтерек и Хан-Шатыр, так и появившиеся недавно новостройки вроде «Абу-даби-Плазы». Часто за ними несправедливо теряются уникальные памятники старого Акмолинска, компактно расположившиеся на правом берегу. Самое время исследовать их.
Что удобно, все достопримечательности старого Акмолинска находятся недалеко друг от друга. Исключение, пожалуй, составляет старая метеостанция, расположенная в микрорайонах на правом берегу. Когда-то она стояла посереди чистого поля, а сегодня несколько сиротливо стоит посреди новостроек 2000-х, 2010-х годов. В остальном же почти все знаковые здания столицы сосредоточены в радиусе километра-другого от бывшего Конгресс-холла и гостиницы «Есиль».
К слову, эту гостиницу можно считать последним памятником Акмолинска, ибо закончена она была аккурат к концу 1950-х годов, когда еще инерционно строились дома в стиле сталинского ампира, хотя знаменитое постановление «Об устранении излишеств в архитектуре» уже действовало.
Именно оно поставило точку на одном из самых ярких стилей советской архитектуры. Подобных строений в Астане не так много. В основном внешний облик правого берега столицы сложился в целиноградскую эпоху – с 1961 по 1992 годы.
Что до памятников дореволюционного Акмолинска, они тоже здесь, рядом. Например, на улице Кенесары есть целый архитектурный ансамбль, сохранившийся с начала прошлого века — это дома купцов Кубриных, Силиных и Моисеевых.
Дом купца Силина, где некогда располагалось посольство Беларуси, в свое время слыл одним из роскошных домов Акмолинска. Ведь далеко не все купцы того времени могли раскошелиться на строительство двухэтажного здания. В царские времена наличие второго этажа облагалось весомой пошлиной, и купцы, как правило, изворачивались – делали полуподвальные этажи либо просторную крышу-мансарду с балконом во дворе.
Но купец Силин мог себе позволить такую роскошь. В послереволюционные времена тут размещались ставка Красной гвардии, библиотека и филармония. Уже во времена независимого Казахстана в особняке обосновалось посольство Беларуси. А недавно в нем открылся караоке-клуб. Такая причудливая судьба у бывшего купеческого дома.
Старый Акмолинск нельзя представить без наследия купеческой династии Кубриных. Даже шапочно знакомым с историей Астаны знакомы эти дома. Первый из них, конечно, дом Василия Кубрина, где некогда было посольство Украины, а ныне городской архив. Он известен своей легендой.
Согласно ей, однажды Василий Кубрин отправился в Санкт-Петербург, где влюбился с первого взгляда в актрису или балерину. Девушка готова была отправиться в Акмолинск, если Кубрин построит усадьбу в стиле лучших петербургских. Как мог отказать купец своей возлюбленной? Особняк был построен, и невеста-таки перебралась в Акмолинск. Увы, пожить долго им там не удалось. Дом достроили в 1912 году, а уже в конце 1917 года в Акмолинске установилась советская власть. Впрочем, вскоре она перешла к белым. Но когда большевики окончательно победили, Василию и Елене Кубриным пришлось покинуть свое гнездышко.
В годы расцвета торговой династии Кубриных дом Василия Кубрина соединялся подземным ходом с магазином, принадлежавшем его отцу. Сегодня в бывшем торговом доме «Матвей Кубрин и сыновья» тоже супермаркет. В начале прошлого века здесь вели торговлю аптекарскими, мануфактурными, галантерейными, ювелирными, писчебумажными и канцелярскими товарами, а также одеждой, обувью, часами, чаем и сахаром.
Нынешние хозяева магазина трепетно относятся к купеческому прошлому дома. В одном из торговых залов сегодня можно увидеть портреты и Кубриных, и других купцов начала ХХ века. Эта семья занималась и благотворительностью, а другой представитель семейства, Степан Кубрин, даже был одно время городским головой Акмолинска.
Его вспоминают как благодетеля и филантропа. К примеру, он задумывал разбить в городе большой сад. Эта идея, к сожалению, не удалась, зато получилось построить в Акмолинске больницу.
В несколько перестроенном виде она стоит до сих пор. Сейчас там располагается Республиканский центр космической связи. А имя Степана Кубрина увековечено в городской топонимике — его именем названа одна из улиц Астаны, хотя расположена в нескольких кварталах от магазинов его родственников.
На улице Азербайжана Мамбетова стоит здание, которое можно считать своеобразным памятником казахстанскому шоколаду и в целом кондитерскому делу. Здесь когда-то была школа мусульманской молодежи, открытая под патронажем купца Баймухамбета Косшыгулова. Этого купца можно считать тем, кто привил казахам любовь к шоколаду.
В те годы Косшыгулов ездил на многие ярмарки Российской империи. Увиденные и распробованные там сладости Баймухамбет решил поставлять в родные края, прекрасно понимая, что сладкое будет востребовано во все времена.
Как и судьба всех купцов, заставших революцию, судьба купца Косшыгулова драматична: он умер от холеры в занятом большевиками Акмолинске в 1918 году. Уникальное оборудование и станок для производства конфет были проданы за бесценок.
В этом районе можно заметить несколько зданий-близнецов. Различия в строениях в духе старорусских теремков с первого взгляда практически незаметны. Первый из них – дом-музей Сакена Сейфуллина, второй – особняк Федора Благовещенского, третий – мусульманская школа. Несмотря на их поразительное сходство, построены они в совершенно в разные эпохи.
Дом-музей Сейфуллина, пожалуй, можно считать старейшим зданием этого города. Изначально купеческая контора была построена в 1840-е годы. А в 20-е и 30-е годы ХХ века здесь работал поэт и государственный деятель Сакен Сейфуллин.
Вообще, Сейфуллин много работал в Акмолинске в самых разных ипостасях — и как государственный деятель, и как педагог, и как театральный режиссер. Но именно в этом здании он работал как чиновник. Сейчас это дом-музей с воссозданным личным кабинетом, предметами быта, который музею передали потомки и родственники поэта. Здесь довольно богатая экспозиция недолгого, но насыщенного жизненного пути Сейфулина.
Также в этом районе можно найти и культовые архитектурные объекты дореволюционного Акмолинска. Их всего два. Первый – хорошо сохранившиеся ворота и забор Зеленой мечети. Сама мечеть была главной в Акмолинске и также была построена на пожертвования купца Нурмухаммеда Забирова. Потрясений ХХ века мечеть не пережила. В 50-е ее снесли из-за аварийного состояния. Позже на этом месте построили дом для партноменклатуры. Его и ограждает сегодня забор бывшей мечети.
Второй объект, по счастью, сохранился до наших дней — это Константино-Еленинская церковь. Построенная в 1854 году, она также может претендовать на звание другого старейшего здания в городе. Храм заложили по повелению императора Николая I и возвели в стенах Акмолинской крепости. Но зыбкая болотистая местность не очень подходила для храма и на рубеже веков, в 1900 году, Константино-Еленинский собор освятили на новом месте, в границах тогдашней Акмолинской станицы. В те годы это была площадь, а сегодня храм плотно окружен застройкой других времен и выглядит будто островком прошлой жизни.
Как и большинство православных храмов, он перенес множество испытаний, однако ему «повезло»: он был закрыт всего четыре года — с 1938 по 1942. В том году храм вернули верующим. С тех пор духовная жизнь там продолжалась.
В последнее время интерес к истории акмолинского периода истории города возрождается. Студенты и молодые преподаватели КазГЮУ недавно осуществили проект, в рамках которого сделали ЗD-реставрацию нескольких достопримечательностей старого города – магазин Матвея Кубрина, казахскую и татарскую мечеть, Никольский и Александро-Невский соборы.
И интерес со стороны учащейся молодежи еще раз показывает, что к изучению истории столицы, возможно, стоит подойти по-новому.