Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Либеральность и конкурентность — партийная система в Новом Казахстане

Недавно стало известно, что отныне акимы всех уровней больше не будут состоять в партии Amanat. В марте этого года глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем обращении к народу Казахстана заявил о необходимости законодательно запретить акимам и их заместителям работать в филиалах партии.

В связи с этим в начале ноября были приняты соответствующие поправки в законодательные акты.

Согласно поправкам, отныне акимы всех уровней не являются председателями областных, городских и районных отделений Amanat, не входят в состав политсоветов и бюро политсоветов.

«Эти меры являются логическим продолжением объявленного президентом страны Касым-Жомартом Токаевым курса политических реформ. Мы уверены, что это придаст импульс партийной конкуренции, что очень актуально, особенно для предстоящих выборов в мажилис и маслихат на всех уровнях», — сказал исполнительный секретарь партии Асхат Оралов.

Как было раньше

Формирование современной партийно-политической системы можно разделить на следующие этапы.

Первое десятилетие независимости, то есть с 1991 по начало 2000 года, является периодом формирования партийной платформы. В его рамках сформировался социальный и политический компромисс. При этом определялись основные идеологические структуры и концепции развития страны.

Второе десятилетие — с начала 2000-х по 2010 год — это период качественного усиления политических партий за счет перехода от первичной мажоритарной системы к пропорциональной избирательной системе мажилиса парламента.

Третье десятилетие, с 2011 года — период формирования многопартийной системы с доминирующей политической властью.

Надо отметить, что с наступлением четвертого десятилетия партийная система начала кардинально меняться. На том, как именно, мы остановимся чуть позже. Но одно очевидно, что нынешний путь в данном направлении держит либеральный демократический курс, что является достижением в Новом Казахстане.

На пороге независимости в 90-е годы стояли сложные задачи по созданию на демократической основе важных государственных и политических институтов, способных обеспечить развитие страны с учетом сложной общественно-политической ситуации на то время. Формирование устойчивой политической системы невозможно без активного участия гражданского общества. Поэтому приоритет отдавался созданию многопартийной системы

Партии как политический институт должны стать связующим мостом между государством и обществом — каналом, передающим интересы граждан и эффективно обеспечивающим обратную связь. Это потребовало внедрения совершенно новых механизмов и правовых рамок.

Осложняет ситуацию и отсутствие опыта работы у независимых институтов молодого гражданского общества — партий, профсоюзов, некоммерческих организаций. Большая часть населения не была готова активно участвовать в общественной жизни и сталкивалась со многими психологическими препятствиями. Все это необходимо было преодолеть, убедив граждан в том, что государство максимально открыто для общественного диалога.

Принятый в 1991 году Закон «Об общественных объединениях в Казахской ССР» дал мощный импульс процессу институционализации партий. Тогда было зарегистрировано более 300 общественных организаций, в том числе партии и движения.

Многопартийность впервые законодательно закреплена в Конституционном законе «О выборах», а также в законах «Об общественных организациях» и «О политических партиях», принятых в 1995-1996 годах. Тогда была установлена ​мажоритарная система абсолютного большинства для всех категорий кандидатов (для победы кандидаты должны набрать более 50% голосов).

В этот период партии как политические институты формировались в условиях острого экономического кризиса, роста социальной напряженности и поляризации партийно-политического поля.

Особое влияние на формирование партии оказало развитие избирательной системы. Поправки к Конституции 1998 года заложили основу для пропорциональной избирательной системы. С этого момента десять дополнительных мест в мажилисе были распределены между партиями пропорционально количеству голосов, отданных за партийный список. Был введен семипроцентный барьер для прохождения в нижнюю палату парламента, что обострило конкуренцию на политическом поле.

С начала 2000-х на повестке дня появились совсем другие политические задачи. Казахстан вступил в период бурного экономического роста, что требовало срочной политической и правовой поддержки со стороны парламента

В то же время общество осознало необходимость укрепления политической стабильности и единства общества с целью создания планомерных условий для дальнейшего быстрого развития. Геополитические, территориальные и демографические особенности Казахстана требовали осторожного управления угрозами, связанными с возможностью локальных, родовых, этнорелигиозных факторов, способных разделить общество на отдельные группы.

С учетом этого был принят новый закон о политических партиях и внесены поправки в закон о выборах (2002–2004 годы), запрещающие создание политических партий по признаку этнической принадлежности, религии и пола.

Впервые по предложению партий утвержден принцип формирования избирательных комиссий маслихатов, введена практика теледебатов между партиями и кандидатами. Согласно изменениям в законодательстве, минимальный порог для регистрации новой партии составляет 50 000 членов, что способствовало повышению эффективности политических объединений.

К 20-летию Независимости Казахстан достиг многих целей по развитию государства. Казахстан стал одним из признанных лидеров среди стран СНГ по всем основным показателям социально-экономического развития, включая темпы роста ВВП, уровень доходов на душу населения, а также объем привлечены иностранные инвестиции. Решен такой жизненно важный для молодого государства вопрос, как легализация границы. Обеспечена слаженная работа государственных органов, стимулировано активное развитие гражданского общества.

Однако некоторые представители казахстанской оппозиции и ряд международных экспертов критиковали отсутствие необходимых условий для межпартийной конкуренции.

В этой связи проведение внеочередных парламентских выборов в 2012 году в соответствии с новым законодательством дало большой импульс развитию общественно-политических процессов.

По итогам выборов в мажилис прошли три партии: «Нур Отан» (80,99%), Демократическая партия «Ак жол» (7,47%) и Коммунистическая народная партия Казахстана (7,19%)

В стране установилась многопартийная система с доминирующей политической властью.

С учетом сложившейся политической направленности партии внесли существенные коррективы в идеологическую позицию своей деятельности.

Высокая конкуренция и либерализация

Одной из самых важных задач на сегодняшний день является модернизация партийно-политической сферы. Так считает глава государства Касым-Жомарт Токаев. Как мы знаем, 2022 год отличается многим от предыдущих, во время которых правил Токаев.

В этому году произошло изменения в Конституция и запущен процесс реформирования по инициативе главы государства. Изменения коснулись и партийную систему в Казахстане. Касым-Жомарт Токаев отметил, что либерализация партийного и выборного законодательства укрепит роль общества в принимаемых решениях на всех уровнях власти.

Конкуренция за голоса избирателей станет более острой. Безусловно, изменятся динамика и содержание самого политического процесса. Учитывая это, наверняка в стране появятся новые партии, а действующие начнут пересматривать и перестраивать свою деятельность в соответствии с актуальными веяниями и требованиями граждан. Мы видим, что в целом партийное поле приходит в движение. Ярким показателем начавшихся изменений является инициатива партии Adal об объединении с партией Amanat, —

сказал глава государства во время съезда партии Amanat в апреле 2022 года.

В марте текущего года мы стали свидетелем ключевого и важнейшего явления в партийной-политической сфере. Правящий политический институт «Нур Отан» был переименован в Amanat.

Месяцем позже председатель партии Касым-Жомарт Токаев вышел из ее состава и передал свои полномочия Ерлану Кошанову. Это является одним из доказательств того, что страна взяла курс на модернизацию в соответствии с требованиями концепции «Нового Казахстана».

Сегодня партии могут осуществлять свою деятельность в абсолютно конкурентной среде. Тот факт, что президент теперь вне этой «игры», позволяет развивать конкуренцию на политической арене. Если раньше в системе существовала монополия, то сейчас настала эпоха плюрализма. Отныне граждане могут свободно регистрировать и создавать партии. Причем данная процедура будет проводиться намного проще, нежели раньше.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter