Россия нашла резервную валюту для расчетов и пытается ослабить рубль. Вот только следом может упасть тенге.
Скоро курс рубля будет зависеть не столько от цены на нефть, сколько от курса юаня, считает экономист Алмас Чукин. Новый рекорд по сделкам по юаню на Московской бирже составил 118 млрд рублей (почти 2 млрд долларов). Для сравнения, еще год назад рекордным считался объем дневных торгов юанем на 50 млн долларов.
— Очевидно, что через Китай решаются две проблемы. Во-первых, куда девать доллары. В условиях санкций доллар невостребован, но тем не менее он поступает. Покупатели российской нефти тихо проигнорировали требование платить в рублях. Поэтому единственный канал — это конвертировать их в юани и складывать в резервы ЦБ РФ. Во-вторых, через юань решается проблема внешней торговли, объем товарооборота с Китаем не составляет таких огромных величин.
Очевидно, что другим странам предлагается оплата в юанях, а они в свою очередь уже меняют их на доллары для своих нужд. Накладно конечно, а как иначе,
— констатирует Чукин.
Профицит бюджета России, отмечает экономист, сменился на дефицит, растущий от месяца к месяцу. А с новыми расходами на войну придется начать эмиссию, тогда курс рубля пойдет вниз — до 70 к концу 2022 года.
По его мнению,
Минфин всячески пытается снизить курс рубля, поскольку дорогой рубль снижает доходы бюджета
(одно дело конвертировать долларовую выручку по 60 рублей за доллар, другое – по 80). Но рычагов мало, а ведомство Набиуллиной не очень помогает в этом.
По словам экономиста Армана Бейсембаева, ослабить рубль Россия сейчас в том числе пытается именно через юань. Рубль слишком крепкий, от этого страдает бюджет. Слишком сильное укрепление рубля изначально было обусловлено тем, что долларовая ликвидность, поступающая в огромном количестве, вызвала дисбаланс в сторону предложения: долларового предложения много, а спроса на него практически не было. Сейчас же долларовую ликвидность стали перенаправлять на покупку юаня, что изменит перекос на валютном рынке.
— Весной в России даже наблюдалось недополучение поступлений в бюджет на уровне триллиона рублей в месяц. Бюджет заложен по 70 рублей за доллар, а был в районе 55. Что касается хранения выручки, сегодня России нужны ликвидные активы, которых не так много.
Для решения проблемы выбирали между тремя валютами: юанем, лирой и саудовским риалом, рассматривая их как альтернативу доллару и евро
Но турецкая лира несколько сомнительная альтернатива для хранения вложений, она достаточно сильно и активно обесценивается на фоне годовой инфляции под 85%. В отличие от лиры и юаня, саудовский риал феноменально стабилен за счет того, что власти жестко контролируют валютный рынок.
Но от использования риала все же отказались ввиду того, что эта валюта недостаточно ликвидная и потому что экономика Саудовской Аравии не совсем рыночная. В итоге для России более-менее приемлемым оказался юань, — говорит Бейсембаев.
Экономист считает, что если в России удастся понизить при помощи юаня курс рубля, он может ослабеть и по отношению к тенге.
— Курс «рубль-тенге» является производной от курсов «доллар-тенге» и «доллар-рубль». При условии, если наш курс к доллару останется 475, а рубль ослабнет до 70, паритет между рублем и тенге немного уменьшится — до 6,7. Сейчас он почти 8, что увеличило стоимость российского импорта. Такой сценарий возможен, если мы удержим тенге на нынешних позициях. Но этого может и не произойти:
при достаточно сильном ослаблении рубля тенге тоже может рухнуть. В итоге соотношение тенге/рубль останется прежним
Все будет зависеть от того, как будет себя вести сам рубль — как сильно и как быстро будет обесцениваться. Также немаловажно, как будут вести себя наши монетарные власти — будут ли ослаблять тенге вслед за рублем. Но я подозреваю, что нынешнее соотношение рубля и тенге продолжит складываться в районе 7,5-8. Увы, в новой реальности это та равновесная точка, — заключает он.