Например, появится новая схема торговли углеводородами, более выгодная для продавца, а не для покупателя.
В текущем развале однополярного мира Европа оказалась жертвой – утверждает экономист Петр Своик. Это уже видно невооруженным взглядом — по падению курса европейской валюты. Дальше эксперт предрекает Европе еще более тяжелые времена.
Ряд вызовов и угроз ожидает и Казахстан. Однако появятся и новые возможности, о которых экономист рассказал в интервью нашему порталу.
— Петр Владимирович, с начала 2022 года евро серьезно подешевел, хотя ранее был вполне стабильной валютой. Как считаете, что происходит и чем все это закончится?
— Начнем с того, что начинается уже очевидный и никем не отрицаемый распад однополярной глобализации. Этот однополярный мир был долларовым, американская валюта была главной, поскольку именно в долларах осуществлялись не только торговые операции, но и котировки всех цен, определение всех кредитных рейтингов, страховок и так далее, и тому подобное. Доллар был признан главной валютой мира еще Бреттон-Вудским соглашением (в 1944 г. – прим.). Даже СССР, который соглашение не подписал, тем не менее торговал в долларах, а не в рублях.
В свое время евро вводился не сказать, что назло доллару, но как намек на полную самостоятельность. Тем более, что некоторые страны ЕС в те времена имели экономику, не уступающую США, платежный баланс у них был положительным, в отличие от США. И в этом смысле
евро претендовал на роль если не старшего брата доллара, то как минимум его брата-близнеца
И при рождении его курс был, если не изменяет память, раза в полтора выше доллара.
Две валюты на протяжении многих лет взаимодействовали между собой с очень небольшими изменениями курсовой стоимости. Кстати, поскольку доллар универсальная валюта, говорить о понижении или повышении курса самого доллара неправильно. Можно говорить об изменении курса той или иной валюты по отношению к доллару.
Хотя евро и претендовал на роль брата-близнеца, все-таки в результате остался младшим братом, поэтому постепенно дешевел. Однако даже когда курс евро менялся, то незначительно и плавно, никаких особых скачков не было.
Но начался распад старого мира, а значит прежде всего распад долларовой зоны на другие валютные
В этом мире сейчас идут иногда открытые, как например война на Украине, иногда скрытые, но от этого не менее ожесточенные схватки за то, кто и каким образом будет формировать эти новые валютные зоны, кто сохранит или даже усилит свои внешние позиции.
И в этой весьма драматической ситуации распада мира
Европа, похоже, выступает в роли пострадавшей стороны
Американцы укрепляют свою экономику явно за счет евро и делают это достаточно бесцеремонно. А европейцы дополнительно усугубляют свое положение, принимая антироссийские санкции, от которых страдают даже больше, чем сама Россия. В результате евро теряет свою стоимость.
— А как эти события могут отразиться на нас?
— Во-первых, отражаются уже сейчас и очень серьезно – а именно приходом инфляции с внешнего рынка. У нас инфляция чаще всего была от 8%, пару раз опускалась до 6%. Для казахстанцев инфляция это вообще как вода для рыбы, потому что мы уже привыкли жить в таком инфляционном поле. Источником этой инфляции являлся наш собственный Нацбанк, который искусственно завышает стоимость денег якобы для борьбы с инфляцией, но тем самым как раз ее и поддерживает.
Это было все 30 лет независимости, а последние пару лет к этой «домашней» инфляции стала добавляться импортируемая инфляция, причем как с долларового, так и с евро, и с юаневого.
Это самая первая большая неприятность, с которой правительство не знает, как справиться.
— То есть будут и другие большие неприятности?
— Дальше у нас будут другие риски и вызовы, но их нельзя называть неприятностями, поскольку там в числе прочего будут и новые возможности. Эти вызовы будут связаны с тем, что
война на Украине равно или поздно закончится установлением некоей новой конфигурации политических и торговых отношений между Евразийским и Европейским союзами
Понятно, что торговля сырьем сохранится и Казахстан будет ее участником, тем более, что все наше сырье идет в Европу по российским коммуникациям. Но правила такой торговли потерпят принципиальные изменения. Ныне все эти правила сформулированы с точки зрения выгоды покупателя.
А в новой поствоенной конфигурации и Россия, и Казахстан вслед за ней начнут принимать правила в свою пользу.
А именно с высокой вероятностью можно ожидать, что
экспорт сырья в России будет национализирован, продажа сырья будет перенесена на торговые площадки внутри Евразийского Союза,
то есть сделки начнут совершать на местных биржах. Они будут осуществляться в местных банках и наверняка котировка цен будет осуществляться в местной валюте.
Реалии таковы, что в течение ближайших нескольких лет нам придется приспосабливаться к принципиально иной схеме продажи сырьевых ресурсов в Европу. То есть Казахстану предстоит вписаться в новую поствоенную конфигурацию на стороне России. От этого мы будем иметь только выгоду, но для этого нужен очень серьезный моральный перенастрой.