Это особенно актуально для горнодобывающей и нефтяной отраслей.
В условиях геополитической напряженности и неопределенности, что наблюдается в связи с войной в Украине, возникают угрозы для логистической отрасли Казахстана. Снижается потенциал сложившихся маршрутов, проходящих через нашу страну, Россию и Беларусь. А также присутствуют риски наложения вторичных санкций при перевозках через Россию.
Об этом рассказал Григорий Рубин, старший партнер и управляющий директор международной консалтинговой компании BCG, в кулуарах форума New silk way.
— Понятно, что потенциал снижается в силу геополитических ограничений, которые есть. В связи с этим вырастает спрос на альтернативные маршруты. В какой-то степени Казахстан все равно в хорошем положении, так как он все равно является одной из точек входа для потока из Китая.
Другой вопрос, что качество альтернативных маршрутов пока не отработано, да и сами маршруты объективно более сложные
Ведь там не только железнодорожные, но и морские, а значит нельзя сбрасывать со счетов и погодные факторы, и большее количество участников. Поэтому любой альтернативный маршрут надо выстраивать сейчас. Для участников рынка это очередная трансформация, через которую надо пройти. Но потенциал есть, и он большой, — считает эксперт.
По его наблюдениям, поиск альтернативных рынков сбыта сейчас особенно актуален для казахстанских предприятий горнодобывающей и нефтяной отраслей, чьи маршруты в основном проложены через Россию.
Напомним, что в 2022 году РФ неоднократно приостанавливала отгрузку казахстанской нефти через КТК, мотивируя это техническими причинами.
— Для казахстанских грузов сейчас есть сложности с транспортировкой, в частности на европейские рынки. Альтернативные маршруты в данном случае могут быть через Азербайджан и Грузию, либо через грузинские или турецкие порты — сначала через Каспийское, а потом через Черное моря.
Сейчас реализуем пилотный проект нового маршрута, но пока мы задействованы больше на территории Азербайджана и Грузии. То есть от Алята до Батуми, от Алята до Поти и от Алята до Ахалкалаки — в сторону границы Турции
В рамках этого маршрута мы сейчас отрабатываем проблемы со скоростью и надежностью, то есть работали над тем, чтобы ускорить маршрут. А с Казахстаном мы договорились, что КТЖ станет частью этого «пилота». Блок-поезд мы будем везти от границы Китая до Поти, Батуми или Ахалкалаки, — заключил Рубин.