Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Первый пошел: уволят ли остальных министров?

1721
Фото regnum.ru

Слухи о готовящейся очередной смене правительства в обществе и даже экспертной среде циркулировали давно. Эту версию сторонники объясняют тем, что нынешний кабмин со своей работой не справляется – значит, нужен другой.

15 августа Касым-Жомарт Токаев снял с должности заместителя премьер-министра – министра торговли и интеграции Бахыта Султанова. Тут же начались предположения, что это только начало кадровых перестановок. Насколько они верные, покажет время.

Социолог Тимур Айсаутов полагает, что сейчас основной вопрос не в том, убирать ли старых министров, а в том, где взять новых. Где гарантии, что пришедшие на смену справятся с новой работой, если тоже будут продуктами старой эпохи?

Где самое слабое звено?

— Скажите, а до вас слухи о грядущей отставке правительства доходили?

— Мир полнится слухами, они гуляют постоянно, хоть и с разной интенсивностью, но нынешние я не воспринимал серьезно. Вообще, что-то подобное я ожидал только осенью.

— Тем не менее Султанова в отставку уже отправили. Это первая ласточка или просто точечный удар?

— В первую очередь это четкий маркер. И он показывает, что правительство действительно не справляется с задачами, которые перед ним ставит президент. Не решаются проблемы ни тактического плана, ни стратегического характера.

— А где у нас самое слабое звено? В политическом блоке, экономическом или социальном?

— Вопросы, связанные с внутриполитической повесткой, более-менее были реализованы, начиная с января 2022 года. Проведены реформы, ослаблено наследие прошлой власти, в том числе убраны полномочия первого президента и так далее. То есть в политическом плане необходимые минимальные шаги предприняты.

А что касается экономического блока, здесь все гораздо хуже. Системных реформ не видно, каких-либо положительных сдвигов тоже нет. Хотя

имеется одно-единственное достижение – новая власть наконец признала проблему с утечкой капиталов за границу

Если при Назарбаеве ее не признавали и этот вопрос даже не обсуждался, сейчас наконец-то за этот вопрос взялись.

Как остановить отток денег из Казахстана в офшоры?

Токаев постоянно дает поручения, чтобы вопрос оттока капитала поставить на жесткий контроль и заняться возвратом. Хотя я сомневаюсь, что получится что-нибудь вернуть, но хотя бы прекратить отток нужно. В стране должна быть реализована эшелонированная система противодействия оттоку капитала.

— И единственный успех – это признание проблемы?

— Нужно уточнить, что хоть и единственный, но очень важный. Это один из кардинальных приоритетов. Тридцать лет пришлось ждать, чтобы власть признала проблему и начала с ней бороться.

Вернемся к экономическому блоку в целом. Новая экономическая политика, которую постоянно требует Токаев, так и не была сформулирована, ответственные за ее разработку институты с задачей не справились. Нынешняя не удовлетворяет не только президента, но и экспертов.

Так что в экономическом направлении у нас как раз и есть самое слабое звено

Задачи новые, а кадры старые

— Так почему же задачи не выполняются? Это саботаж или что? В чем проблема?

— Думаю, у нас просто нет понимания, нет новых идей, как переформатировать старую концепцию и сформировать новую. Правительство оказалось неспособным на абсолютно новый подход к базовым принципам новой экономической политики.

— То есть нужны те, кто на это способен. А где их взять?

— Мы сейчас подошли к другой проблеме, которая связана с тем, что нынешнее правительство – это наследие предыдущей эпохи. Министры воспитаны в рамках старой политической, экономической и в целом мировоззренческой культуры, чиновники не способны мыслить по-новому. Действительно,

требуются люди абсолютно новых взглядов, которые готовы критически переосмыслить всю экономическую политику и все подходы,

поскольку нынешние привыкли мыслить в старом формате.

При этом люди зачастую продвигались благодаря способностям не мыслить критически и стратегически, а отвечать интересам своих патронов. То есть в расчет бралась лояльность. Вот с таким управленческим ресурсом мы сейчас и работаем. У него мировоззрение и ценности сформированы тридцатилетними традициями, а сейчас нужна новая кровь.

— Сейчас есть где ее взять или придется воспитывать новых лет десять?

— Думаю, что уже сейчас есть где – для этого просто надо пересмотреть кадровую политику. У нас чаще идут по вертикали снизу вверх, но в рамках одной структуры – государственного аппарата.

«Проедает госаппарат, как ржавчина» — Токаев о коррупции

Мне кажется, что пора вводить горизонтальное передвижение, то есть разбавить то же правительство людьми из других сфер – бизнеса, различных независимых структур, экспертами, которые не были продуктом государственного бюрократического аппарата, то есть имеют не замыленный взгляд. У людей из сферы бизнеса и управленческие навыки имеются.

— А что делать находящимся на низовых должностях на госслужбе? Получается, для них лифт наверх сломался?

— Нет, в крайности впадать не нужно. Мы не говорим, что для них создается какой-то стеклянный потолок и больше их наверх не поднимать. Необходимо разбавлять управленческий аппарат представителями бизнеса и других сфер, а не полностью заменять его. Речь о полной ликвидации лифтов не идет.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter