Тема огромных долгов нацкомпании «Қазақстан темiр жолы», точнее ее группы, включающей дочерние организации этого транспортного монстра, хронически жалующегося на финансовые трудности, давно находится в фокусе внимания СМИ и общественности.
В конце минувшей весны на заседании общественного совета ФНБ «Самрук-Қазына» всех изрядно напугал Даир Кушеров, управляющий директор по финансам нацкомпании, заявивший буквально следующее:
«Мы кэшем заработали в 2021 году 346 млрд тенге. Из них потратили 331 млрд на наше текущее капитальное положение. На погашение долгов у нас не остается ничего!»
Между тем еще в начале 2022 года на расширенном заседании своего руководства в «ҚТЖ» заявляли об ее исторических достижениях. К примеру, в 2021 году был достигнут рекордный уровень эксплуатационного грузооборота в 239 млрд тонно-километров (нетто). Еще один рекорд — транзит контейнеров через нашу страну превысил в эквиваленте 1 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент). Капитально было отремонтировано 582 км железнодорожных путей, а в целом обновлено за минувший год свыше 1 000 км пути.
По итогам ударного трудового года железнодорожников порадовали ростом среднемесячной заработной платы на 22% (на это направили 63 млрд, еще свыше 22 млрд пошло на премии), были повышены оклады и в начале года (для этого выделено более 70 млрд). В общей сложности рост заработной платы работников производственного персонала в 2021-2022 годах составил в среднем 50%. Прибыль «ҚТЖ» составила 120,6 млрд тенге с ростом за год в 7,5 раз! При таком выраженном позитиве агентство S&P повысило долгосрочный рейтинг «ҚТЖ» до уровня ВВ.
Тем не менее большие финансовые проблемы у нацкомпании присутствуют налицо в виде долга, составляющего порядка 2 трлн тенге. Тот же г-н Кушеров заявил, что в 2022 году «ҚТЖ» необходимо погасить долгов почти на 300 млрд тенге. Учитывая, что в последние семь-восемь лет приходится их рефинансировать, из-за чего задолженность не уменьшается.
В качестве панацеи представители нацкомпании требуют пересмотра тарифов и увеличения субсидий. Между тем, как было замечено в депутатском запросе премьер-министру, за последние пять лет объем государственных субсидий для «ҚТЖ» приблизился к 200 млрд тенге.
Чтобы разобраться с долговым портфелем группы «ҚТЖ», стоит обратиться к консолидированной финансовой отчетности нацкомпании за прошлый год, он доступен на сайте Казахстанской фондовой биржи (KASE). Аудит этой отчетности провело ТОО «Делойт». Первым делом аудиторы высказали свое мнение по поводу того, что по состоянию на 31 декабря 2022 года текущие обязательства группы превысили текущие активы на 194,5 млрд тенге. На практике такая ситуация означает отрицательный капитал, который финансируется за счет долгов компании.
Аудиторы также указывают, что условия долгосрочных кредитов, полученных от Европейского банка реконструкции и развития, «HSBC Франция», дочернего «Сбербанк» и «Банк ВТБ» с общей балансовой стоимостью 205,3 млрд тенге, предусматривают определенные ковенанты, несоблюдение которых предоставляет кредиторам право требования досрочного погашения долга.
В «ҚТЖ» пришли к выводу, что группа не соблюдает определенные условия кредитного соглашения с «Банк ВТБ». В связи с этим до наступления отчетной даты, то есть 31 декабря 2021 года, руководство группы получило письмо от банка о согласии не считать нарушением несоблюдение данных условий кредитного соглашения. Речь шла об условии в отношении кросс-дефолта и несостоятельности, если стоимость активов любого участника группы окажется меньше его обязательств (с учетом условных и перспективных обязательств).
В целом же займы составляют значительную часть долгосрочных обязательств группы «ҚТЖ». На конец прошлого года их общий объем составлял 1 трлн 361,4 млрд из 1 трлн 795,7 млрд тенге (75,8%). В текущих обязательствах доля займов ниже – на них приходилось 215,8 из 536,0 млрд тенге, или 40,3%. При этом объем долгосрочных займов за 2021 год уменьшился на 2,7%, а текущих, подлежащих погашению в течение года после отчетной даты, вырос на 25,7%. Займов было получено в общей сложности на сумму в 125,8 млрд со снижением на 32,5%, тогда как погашение их составило 156 млрд с приростом на 0,7%.
В 2021 году отношения «ҚТЖ» с ключевыми кредиторами сложились следующим образом. В рамках соглашения о предоставлении кредитной линии «Народным банком Казахстана», заключенного в феврале 2015 года, нацкомпания произвела досрочное погашение займа на сумму 25 млрд тенге.
С «HSBC Франция» у дочерней организации ТОО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» было заключено в мае 2012 года генеральное рамочное соглашение под гарантию экспортно-кредитного агентства COFACE, в котором участниками фигурируют также HSBC Bank Рlc и казахстанская «дочка» последнего.
По соглашению предусматривалось предоставить заемщику в общей сложности 880,9 млн евро на финансирование приобретения грузовых и пассажирских электровозов. В прошлом году ТОО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» освоила заемные средства на общую сумму 64,1 млн евро (31,8 млрд тенге), включая премию COFACE. Проценты по этому займу погашаются полугодовыми платежами, а основной долг подлежит погашению полугодовыми платежами до полного погашения в 2031 году.
В рамках кредитного договора с «Банк ВТБ» в декабре 2021 года «ҚТЖ» освоила заемные средства в размере 19,4 млрд (112,7 млрд), которые пошли на погашение займа «Московского кредитного банка». Проценты по этому займу погашаются ежеквартальными платежами, тогда как основной долг подлежит погашению единовременным платежом в декабре 2024 года.
В марте 2022 года «ҚТЖ» досрочно погасила основной долг по долгосрочным займам «Банка ВТБ» и дочернего «Сбербанка» в размере соответственно 19,4 млрд российских рублей и 5,1 млрд тенге.
С государственным «Фондом развития промышленности», контролируемым «Банком развития Казахстана», дочерние организации АО «Пассажирские перевозки» и ТОО «Вагоностроительный завод «Тұлпар» заключили в 2021 году договоры купли-продажи и финансового лизинга для обновления парка пассажирских вагонов на общую сумму 13,1 млрд тенге.
Ставка вознаграждения по этому договору смехотворная – всего 1,5% годовых. К тому же основной долг подлежит погашению годовыми платежами до полного погашения в 2041 году при льготном периоде по его выплате в шесть лет. Финансовые обязательства по такого рода договорам в «ҚТЖ» учитываются как займы. А так как ставки по ним ниже рыночных, то справедливая стоимость полученных займов была рассчитана, исходя из рыночной процентной ставки в размере 10,78% годовых.
Корректировку до справедливой стоимости займа в размере 7,9 млрд за минусом эффекта отложенного налога на сумму 1,6 млрд в отчетности признали через капитал в составе нераспределенной прибыли, как прочие вклады.
Кроме обязательств по займам, еще 1,2 трлн группа «ҚТЖ» должна держателям своих долговых ценных бумаг. Основная часть этих обязательств приходится на номинированные в долларах еврооблигации со сроком погашения в июле 2042 года – 396,2 млрд, и тенговые облигации – 308,4 млрд, которые должны быть погашены в октябре 2034 года. Другие долговые ценные бумаги номинированы в швейцарских франках и российских рублях.
В финотчетности также содержатся сведения о финансовых гарантиях, представленных группой «ҚТЖ» банкам по займам, полученным АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев», ТОО «Актюбинский рельсобалочный завод» и АО «Транстелеком». Обязательства по этим займам на конец 2021 года составили соответственно 15,5, 13,9 и 0,5 млрд тенге.
Из-за высокой долговой нагрузки правительство Казахстана отодвинуло сроки вывода «ҚТЖ» до 2023 года с тем, чтобы провести реструктуризацию долгов нацкомпании с заменой валютной их части на внутренние тенговые обязательства.
Пока долю обязательств нацкомпании в твердой валюте за последние три года удалось снизить с 57% до 36%, что не так уж и мало. Естественно, что к спасению нацкомпании привлекли и пенсионные накопления казахстанцев.
По данным ЕНПФ, на 1 июля 2022 года в инвестиционном портфеле пенсионных активов было ценных бумаг «ҚТЖ» на общую сумму 246,4 млрд тенге по текущей стоимости. По этому показателю нацкомпания лидирует среди организаций квазигосударственного сектора, уступая только НУХ «Байтерек» (745,2 млрд).