В долгосрочной перспективе национальная валюта Казахстана ослабнет, как и рубль.
Суд России приостановил деятельность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на 30 дней из-за нескольких документарных нарушений по плану ликвидации аварийных разливов нефти. 6 июня было выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком устранения до 30 ноября 2022 года.
Между тем через КТК экспортируется значительная часть казахстанской нефти. Многие эксперты считают, что после озвученной президентом Токаевым позиции по непризнанию Казахстаном ДНР и ЛНР решение российской стороны на самом деле обусловлено политическими мотивами
Ранее аналитики немецкой газеты Handelsblatt заявляли, что в марте Россия, скорее всего, тоже преднамеренно сорвала поставки казахстанской нефти на европейский рынок. Тогда официальной причиной была поломка двух выносных причальных устройств КТК.
Нынешняя ситуация с приостановкой подачи казахстанской нефти может больно ударить, учитывая, что стране сейчас срочно нужны нефтедоллары для покрытия растущих расходов из Нацфонда. Каждый месяц простоя будет приносить убыток Нацфонду около 400 млрд тенге. При этом курс уже отреагировал на произошедшую ситуацию. Все это отмечает аналитик Андрей Чеботарев.
— На KASE доллар продается около отметки 478 тенге, а в моменте доходил до 484. Но нельзя сказать, что на это повлияла только ситуация с КТК
В праздничный вторник 6 июня был неторговый день, а еще нефть рухнула на 10% и рубль тоже ослаб на 10%. Кроме того, индекс доллара сильно вырос, достигнув 25-летних максимумов. Давление на тенге идет со всех сторон, но учитывая, что его курс в свободном плавании, наша валюта будет зависеть от внешних и внутренних факторов.
Между тем суточная добыча нефти пока не снижена. КТК — это не трамвай, который можно по решению суда остановить в течение пяти минут.
Прокачка нефти — процесс достаточно сложный. Решение в законную силу не вступило, и КТК его обжаловал именно по причине того, что является производством полного цикла. Его невозможно остановить, так просто, как хотелось бы
Вчера (6 июня — ред.), по официальным данным Министерства энергетики, мы добыли 6 тысяч тонн нефти и газа, так что пока сокращения добычи нет. Но когда она будет, это может ударить по тенге, — подчеркивает он.
Что касается рубля, он начал падать, потому что упала нефть. По мнению Чеботарева, скорее всего, от всех мер, которые предпринимали в правительстве России, сработал кумулятивный эффект. Но пока кросс-курс рубля к тенге остается выше 7 тенге за рубль.
— Они отменяли репатриацию выручки, упрощали вывоз за рубеж, снимали лимиты. В общем, старались ослабить рубль всеми силами. Хотя его укреплению поспособствовали ранее принятые политические решения.
Но сейчас российскому правительству крепкий рубль невыгоден. Они теряют очень много денег на том же, на чем теряли и мы. Потому что, у них дефицитный бюджет, и доходы от нефти идут в валюте
А чтобы финансировать зарплату учителям и врачам, нужно каждый день валюту, полученную с экспорта нефти, менять на национальную. Они меняют в рубли, мы — в тенге. Соответственно, нужно чтобы курсы были хотя бы прогнозными бюджетными. В России прогнозный курса к доллару при формировании бюджета был 70-72 рубля, у нас — 460 тенге.
Принимаемые решения правительства России, направленные на укрепление рубля, оказали слишком сильный эффект. И чиновники испугались, ведь такого никогда не было, да и санкций таких не было, а по факту курс рубля вышел из под контроля. Теперь в России пытаются замедлить его рост.
Одномоментно это остановить нельзя: рубль может опять упасть, чего они боялись, а потому стараются постепенно откручивать болтик за болтиком, то есть где-то снижая требования, чтобы выровнять курс. Но основная проблема в том, что им некуда девать свои «баксы». В результате
в краткосрочной перспективе рубль может укрепиться еще больше — выше 50. Но в долгосрочной перспективе и рубль, и тенге будут слабеть, потому что экспорт все равно падает, а российская нефть торгуется с большим дисконтом
К тому же обсуждаются предельные цены на российскую нефть. Что касается импорта в Россию, несмотря на нынешний шок, связанный с потерями поставщиков, в дальнейшем наладятся другие поставки. И это также будет давить на российскую валюту, — рассказывает Чеботарев.
При этом аналитик подчеркивает, что отвязка тенге от рубля в последнее время все-таки произошла.
— Рубль укреплялся, мы — нет. Паритет между двумя валютами доходил до 9. Если рассматривать по экономическим позициям, неизвестно, сколько сейчас у нас российского импорта.
Что-то они не хотят нам экспортировать — например, зерно и сахар. Что-то не могут экспортировать — например, машины: раньше они их сами покупали для перепродажи, а теперь у них их просто нет
Теперь они едут и покупают у нас. И так по очень многим позициям. Отсюда и происходит та самая отвязка от рубля. Конечно, многие бы хотели, чтобы она произошла на курсе 2 тенге за рубль. Но, к сожалению, мы имеет то что имеем. В любом случае, пока продолжается война в Украине, стабильности ждать не стоит, — заключает Андрей Чеботарев.