Локальный затяжной конфликт, который не прекращается много лет, может усилиться и распространиться и на территорию Афганистана, что в итоге грозит последствиями для всех стран Центральной Азии.
На границе Кыргызстана и Таджикистана произошла перестрелка, погиб таджикский солдат-срочник, есть раненые. Это не первое вооруженное столкновение в этом месте. В конце января 2022 года также произошла перестрелка между пограничниками двух стран. Тогда погибли двое и пострадали шестеро военных со стороны Таджикистана. Со стороны Кыргызстана ранения получили восемь человек. После этого стороны договорились о полном прекращении огня и отводе стянутых к границе дополнительных сил и средств. Но затишье было недолгим…
Историк Асылбек Бисенбаев рассказал, какие риски эскалация конфликта на границе этих двух стран может нести для всего центрально-азиатского региона и для Казахстана в том числе. Но прежде всего нужно разобраться в причинах периодических обострений. А они сложились исторически…
— В этом месте расположено достаточно приличное количество анклавов — частей территории одного государства, находящихся внутри другого. Они были образованы при проведении границы. Например, самый крупный таджикский анклав Ворух с населением в 35 тыс. окружен кыргызскими населенными пунктами.
Между тем
Ферганская долина до революции была единой территорией, которая управлялась одним правительством, и все проблемы решались. При Советском союзе также удавалось держать баланс. С его развалом эту территорию разделили между таджиками и кыргызами, но споры, где должны простираться границы, не утихают до сих пор
Земельно-водные стычки стали постоянным явлением. Представьте: течет там арык, который проложен очень давно, его используют и таджики, и кыргызы. И кыргызы перекрывают воду, в результате чего страдает население анклава. Кроме того, в период очередного обострения Кыргызстан перекрывает возможность таджикским жителям анклава его покинуть.
— Не надо забывать, что страны Центральной Азии коррумпированные. И нередко случается, что когда таджики проезжают через кыргызскую границу, на них оказывают давление, требуя деньги. Немаловажно и то, что граница между Таджикистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном весьма сложная. Порой чтобы проехать из пункта А в пункт Б, нужно дважды или трижды пройти через территорию другой страны.
Проблемы возникают и с выпасом скота: бывает, что через границу уходят животные, а их необходимо как-то вернуть. И здесь вспоминается, как при Каримове вдоль границ ставились минные заграждения, что приводило к гибели простых людей,
— констатирует он.
Бисенбаев дает неутешительные прогнозы: конфликты на границе продолжатся, пока правительства этих стран не организуют свободный проход через границу. А для этого нужно подписать дополнительные соглашения.
— Сейчас страны находятся в состоянии тяжелого переговорного процесса. В вопросах определения границ они используют разные аргументы.
Если углубиться в историю, мы увидим, что было национально-государственное размежевание в первые годы светской власти, а именно в 1924 году. По нему происходило создание Таджикской, Кыргызской и Узбекской автономий. Но их границы постоянно менялись, в том числе и в конце 50-х годов
Сегодня конфликтам нет конца и края. Очевидно одно: их надо немедленно гасить. Потому что если начнется война между Таджикистаном и Кыргызстаном, в нее автоматически включится и Узбекистан. Ведь там тоже много проблемных вопросов — в Узбекистане тоже имеются анклавы. Так что это будет крупномасштабный конфликт, — предрекает историк.
По его словам, для Казахстана, в данном случае, главный риск в том, что он находится в составе ОДКБ. И должен будет принять какое-то решение в пользу одного из государств. Ведь и Кыргызстан и Таджикистан — тоже члены ОДКБ.
— Для сравнения, сейчас идет специальная военная операция в Украине. В ней участвуют Россия и Беларусь, которые тоже являются членами ОДКБ. Казахстан отказался поддерживать кого-либо из них по разным причинам.
Но если полномасштабный военный конфликт будет иметь место именно в Центральной Азии, остаться в стороне не получится. И надо будет выбирать, на чьей стороне быть
Сегодня все прекрасно понимают, что если военный конфликт начнется в Ферганской долине, в результате это выльется в большую войну.
Но этого никто не хочет, потому что последствия этой войны непонятны. В том числе и для правящих недемократичных режимов, которые могут снести
Еще одна проблема, которая сейчас волнует всех — это правительство Талибан (организация запрещена в РК). Талибы хоть и заявили, что не будут пересекать границы и вмешиваться в дела других стран Центральной Азии, но дело в том, что конфликт может перейти и на территорию Афганистана.
Потому что, во-первых, он слишком близко расположен, а во-вторых, основное населения севера Афганистана — узбеки и таджики. Там же проживает небольшая часть казахов и кыргызов.
Что касается талибов — они неоднородны, там существуют разные группы и кланы. В том числе этнические полевые командиры — таджикские и узбекские, это реальные боевики. И в силу разных обстоятельств и идеологий они могут принять участие в нашем внутреннем конфликте на стороне своих этносов. А это чревато проникновением радикальных религиозных течений и на территорию Казахстана, — заключает Асылбек Бисенбаев.