Быт и досуг рядовых должны быть под контролем общественных институтов и парламента.
Смерти солдат-срочников в воинских частях стали частым явлением в Казахстане. Кто-то погибает при загадочных обстоятельствах, кто-то совершает самоубийство. Нередко случается, что солдаты перед последним трагическим шагом звонят домой и просят родных перечислить им деньги, не объясняя причин…
Министр обороны Руслан Жаксылыков считает, что условия в современной армии намного лучше, чем были в советское время. Но многие призывники, по его словам, приходят служить, уже имея те или иные психологические проблемы, что и приводит к суицидам, а деньги просят… на сладости, которые продаются в магазинах на территории военных частей.
Столь явное нежелание министра разбираться в проблеме вынуждает задаться вопросом, а нужны ли нам во власти такие люди в Новом Казахстане?
Политолог Казбек Бейсебаев считает, что высказывание министра обороны — результат его прямолинейности, которая присуща многим военным людям. Доля правды в его речи есть. Действительно, виновата не только армия, но и гражданское общество, в котором тоже есть проблемы.
Но все-таки министр Жаксылыков не должен снимать ответственность с себя и со своего ведомства. Потому что ответственность за солдата во время службы несет именно Министерство обороны
— Так не должно быть, что родители отдают в армию физически здорового ребенка, а получают в итоге «груз 200».
— Важно понимать, что в армии есть офицеры и сержанты по воспитательной работе, которые должны следить за сохранностью своих подопечных и контролировать, что с ними происходит.
Проблема в том, что бардак, который есть в нашем обществе, есть и в армии. В итоге человек, которому еще жить да жить, накладывает на себя руки. Все это не просто так — значит присутствует недостаток в воспитательной работе. И надо разбираться в ситуации и в конкретной части, где случилась трагедия, — говорит он.
По мнению Бейсебаева, в нынешней системе обороны Казахстана есть темные стороны. Наталкивают на размышления взрывы на складах военных боеприпасов, которые не раз случались. В некоторых случаях гибли и солдаты-срочники. К примеру, в 2009 году при взрыве военного склада в Илийском районе Алматинской области погиб 20-летний военнослужащий срочной службы.
— Мы до сих пор не знаем всей правды по этим делам, история очень мутная. Возможно, кто-то таким образом пытается скрыть факты незаконной продажи оружия и боеприпасов, которые хранились на этих складах…
А январские события этого года показали нам ко всему прочему неэффективность армии. Ведь когда такое происходит, воинские части должны занять стратегические объекты, а у нас армия была непонятно где, что вынудило ввести войска ОДКБ, — подчеркивает он.
Но как считает политолог, был в казахстанской армии и хороший период — в середине нулевых. Тогда военным подняли зарплату и на службу прибыло много контрактников. Однако потом ситуация снова ухудшилась.
— В 90-х в армии наблюдались проблемы с питанием. Сам помню, как солдаты приходили, просили поесть и сигареты. Сейчас с этим, слава богу, проблем нет. Но надо уделять внимание их психологическому здоровью
Возможно, стоит более тщательно проводить медкомиссии, чтобы выявлять психологические нарушения у призывников. От здорового климата зависит сила и мощь армии. Учитывая ситуацию на Украине, это особенно важно. Есть такое выражение: «Кто не кормит свою армию, тот будет кормить чужую».
— Что касается министра обороны, даже если его мы сейчас поменяем, проблемы не решим. Потому что проблема не в его личности, а в сложившейся системе. Считаю, армия должна стать более открытой, чтобы общество знало, в каких условиях живут призывники.
Сейчас все достаточно закрыто — мы не знаем, что там происходит, а суициды среди срочников убеждают нас в том, что ничего хорошего,
— отмечает Бейсебаев.
Марат Башимов, директор экспертного института европейского права и прав человека считает:
все, что связано с армией, должно быть под контролем общественных институтов и парламента. Это и солдатский быт, и досуг, и прочие вещи. Исключение — государственные секреты
— Открытость и прозрачность — это то, к чему надо стремиться. В европейских армиях военнослужащих срочников даже отправляют на субботу-воскресенье домой. У нас ситуация немного иная — Афганистан близко, оттуда идут угрозы, что диктует необходимость постоянного присутствия в воинских частях.
Что касается внутренних проблем, которые сегодня наблюдаются в армии, ими должен заниматься Комитет по международным делам, обороне и безопасности.
Но от них я не слышал рекомендации, как разрешить проблему самоубийств срочников. Нужно проводить расследования и привлекать общественность
А министр обороны сейчас должен не закрывать на это глаза, а уделить пристальное внимание, — заключает Башимов.
Солдатом, как и грузчиком, быть непрестижно — эксперты о нехватке кадров в Казахстане