Идентификационные процессы в Казахстане все еще находятся в стадии развития при отсутствии одного доминирующего направления.
Недавно принимала участие в мероприятии историков, точнее слушала их, когда они говорили, что для описания новейшей истории Казахстана им нужна социология. Слово мне так и не дали, хотя хотела задать вопрос: а как вы это себе представляете?
По-моему, историки, несмотря на субъективную предвзятость некоторых, если не большинства из них, все-таки имеют дело с фактами, документами, архивами, различными объектами материальной культуры и т. п. и могут на их основе реконструировать хотя бы хронологию событий. А вот взять такую тему, как идентичность и идентификационные процессы, как она будет выглядеть с исторической точки зрения? Могу сказать про социологический взгляд.
Во-первых, исследований для качественного и систематического обобщения недостаточно. Может быть что-то выпускал Институт философии и политологии, но не всегда их данные есть в открытом доступе. Предположу, что если исследования где-то и проводились, на них до сих пор печать ДСП. И лежат они где-то, покрытые толстым слоем пыли.
Во-вторых, для потребления социологических данных нужна хорошая интерпретация, понимание, как с этими результатами работать и как их объяснять. Многие годы наблюдаю, как слабо берутся в оборот результаты социологических исследований, в том числе и в редких междисциплинарных проектах. А приводить разобщенные отрывочные данные, пытаясь выдать их за единую систему поступательного движения вперед к «Новому Казахстану», не думаю, что это правильно с научной точки зрения.
Вернусь к теме идентификации населения. В ОФ «ЦСПИ «Стратегия» накоплены соответствующие результаты исследований. Начиная с 2009 года, респондентам (выборка = 1 600) раз в четыре-пять лет задается вопрос «Если говорить о вас, как часто вы ощущаете свою принадлежность к перечисленным ниже группам людей?» И далее дается перечень групп для самоидентификации.
До сих пор с социологической точки трудно написать какой-то определенный образ современного казахстанца. На его «портретные» характеристики оказывают заметное влияние самые разнообразные факторы – локальный, этнический, возрастной, в меньшей степени религиозный, доход, род занятий и другие.
В 2022 году чаще всего казахстанцы относят себя к жителям своего города или села (51%), к гражданам страны (50%), к людям своего поколения, возраста (45%) и к людям своей национальности, этноса (42%). При этом вариант «никогда» при самоопределении почти каждый пятый выбрал в отношении таких групп, как «люди такого же достатка» (20%), «люди моей профессии, того же рода занятий» (18%), «представители моей веры» (17%).
Диаграмма 1. Если говорить о вас, как часто вы ощущаете свою принадлежность к перечисленным ниже группам людей? (ответ по каждой группе)
Интересен при рассмотрении вопросов идентификации возрастной разрез: его влияние наиболее заметно в двух главных направлениях для идентификации. С возрастом повышается доля тех, кто соотносит себя с локальной идентичностью, своим городом/селом (с 50% — в группе 18-24 лет; до 59% — в группе старше 65 лет). Аналогичная ситуация и при идентификации себя с гражданами Казахстана: рост показателя до 56% в группе старше 65 лет.
Однако из общей картины «вываливается» возрастная когорта казахстанцев в возрасте 35-44 лет (родившиеся в период с 1978 по 1987 гг.), которой по итогам опроса присущи самые низкие показатели идентичности по всем анализируемым группам: они реже других соотносят себя с кем-то по принципу веры (32%), проживания на территории области (28%) или населенного пункта (45%).
В целом ни по одному из направлений идентификации в этой группе не было получено показателя 50% и выше. Вот кого можно назвать «потерянным поколением».
В то же время молодые, о которых мы беспокоимся больше всего, вполне соответствуют сложившейся общеказахстанской картине с идентичностями. Почти все их показатели равны средним по стране с некоторым повышением по идентификации с людьми своей веры (42%) и с жителями своей области (40%). Довольно красноречивые и требующие особого внимания аспекты.
Диаграмма 2. Если говорить о вас, как часто вы ощущаете свою принадлежность к перечисленным ниже группам людей? (в возрастном разрезе)
Если проанализировать полученные ответы с точки зрения места жительства участников опроса, увидим, что сельчане чаще всего ощущают свою принадлежность к месту своего жительства (село и область). У горожан более выражена идентичность по принципу отнесения себя к людям одного поколения, одного рода занятости и уровня достатка. Примечательно, что равное число горожан и сельчан соотносят себя с людьми своей веры, национальности и с гражданами Казахстана.
Диаграмма 3. Если говорить о вас, как часто вы ощущаете свою принадлежность к перечисленным ниже группам людей? (в разрезе по месту жительства)
Ниже приведены данные в разрезе по образованию. Заметно, что образовательный фактор влияет на ответы респондентов. У участников опроса с неполным средним образованием кроме наиболее распространенных идентичностей по месту жительства и гражданству сравнительно высок показатель отнесения себя к людям своей национальности (51%, 3-е место).
У опрошенных со средним специальным образованием результаты по всем направлениям идентичности находятся на одном уровне со средними по стране, при заниженном показателе общегражданской идентичности (48%).
У респондентов с высшим образованием на третьем месте находится идентичность по принципу отнесения себя к людям своего поколения/возраста (50%), другие показатели на уровне страновых.
Диаграмма 4. Если говорить о вас, как часто вы ощущаете свою принадлежность к перечисленным ниже группам людей? (в разрезе по образованию)
При сравнении данных за весь период наблюдений (с 2009 по 2022 годы) обнаруживаем, что несмотря на существенные колебания процентной наполняемости показателей, одни и те же четыре группы для идентификации остаются на первых местах, то есть важность с исследовательской точки зрения представляет ранг группы для идентификации, а не сам процентный показатель.
Итак, чаще всего участники опросов соотносили и соотносят себя с гражданами Казахстана, с жителями своего города/села, с людьми своего поколения/возраста и представителями своей этнической группы.
Еще одно наблюдение, выявленное на основе сравнительных данных, также обращает внимание. В исследовании 2009 года общегражданская идентичность была первой с показателем 67%, но уже в последующих замерах она стала второй, так и не вернув себе лидирующих позиций. Ее оттеснила локальная идентичность на основе проживания респондентов в определенном городе или селе. Три замера – 2014, 2017 и 2022 гг. – подтвердили приоритет этого направления идентификации.
Таблица 1. Если говорить о вас, как часто вы ощущаете свою принадлежность к перечисленным ниже группам людей? (сравнительные данные по ответу «часто»).
Часто | 2009 г. | 2014 г. | 2017 г. | 2022 г. |
К жителям своего города или села | 59% | 76% | 59% | 51% |
К гражданам Казахстана | 67% | 72% | 52% | 50% |
К людям своего поколения, возраста | 51% | 72% | 53% | 45% |
К людям своей национальности | 55% | 73% | 52% | 42% |
К людям своей веры | 44% | 62% | 43% | 38% |
К людям своего рода (ру) | 51% | 55% | 46% | 37% |
К людям своей профессии, рода занятий | 40% | 60% | 46% | 36% |
К жителям своей области | 45% | 64% | 40% | 34% |
К людям такого же достатка | 40% | — | 40% | 33% |
В то же время интересно, что с течением времени произошло закрепление тех направлений идентификации, которыми казахстанцы никогда не пользуются. Это отнесение себя к людям одной веры, профессии/рода занятий и определенного достатка. Последнее может говорить о том, что социально-классовая структура в казахстанском обществе, несмотря на переход к рыночной экономике, так и не сформировалась.
То есть мы по-прежнему имеем дело с разрозненными, слабо связанными между собой по экономическим основаниям группами населения.
Таблица 2. Если говорить о вас, как часто вы ощущаете свою принадлежность к перечисленным ниже группам людей? (сравнительные данные по ответу «никогда»)
Никогда | 2009 г. | 2014 г. | 2017 г. | 2022 г. |
К людям такого же достатка | 19% | 15% | 20% | |
К людям своего рода (ру) | 12% | 11% | 17% | 18% |
К людям своей профессии, рода занятий | 16% | 7% | 13% | 18% |
К людям своей веры | 12% | 9% | 12% | 17% |
К жителям своей области | 14% | 4% | 9% | 16% |
К людям своей национальности | 9% | 4% | 11% | 13% |
К людям своего поколения, возраста | 10% | 4% | 6% | 12% |
К жителям своего города или села | 7% | 2% | 6% | 9% |
К гражданам Казахстана | 6% | 2% | 8% | 8% |
Таким образом, можно констатировать, что идентификационные процессы в Казахстане все еще находятся в стадии развития при отсутствии одного доминирующего направления. Однако можно отметить устойчивый тренд на снижение показателя отнесения себя к жителям одной области и представителям одной веры (за исключением молодежи 18-24 лет).
Идентификация себя со своей этнической группой, оставаясь пока одной из самых востребованных (четвертое место в 2022 году), тем не менее с течением времени снижает свою привлекательность.
Что касается идентификации на основе отнесения себя к роду (ру), с годами она снижается: в 2022 году почти пятая часть населения никогда не ощущала свою принадлежность к родовой структуре, при этом к родовой идентификации прибегал только каждый третий опрошенный.
Заметно, что основными носителями этой идентичности являются люди старшего (от 55 лет) возраста, где доля подобной идентификации на уровне 40% и выше. В более молодых возрастных группах на родовую принадлежность обращают меньше внимания.
Теперь вернемся к вопросу, заданному в начале статьи: что такая социология может дать историкам для понимания современных процессов и соотнесения их с прошлыми периодами? Вопрос к историкам.
Илеуова Гульмира, ОФ «ЦСПИ «Стратегия»