За это время более 4 тысяч жертв бытового насилия безвозмездно получили в «Жан-Сае» психологическую, юридическую и медико-социальную помощь.
«Место, где женщины и дети, пострадавшие от семейных тиранов, получают возможность решить свои проблемы и начать жизнь с чистого листа», — таков лозунг небольшого коллектива из 30 человек, который по частям ежедневно собирает разбитые женские и детские жизни за высоким забором кризисного центра. Таких жизней за 5 лет в «Жан-Сае» собрали почти 1,5 тысячи. Из них более 800 — дети и 474 — их мамы.
2 июня на благотворительный концерт, посвященный 5-летию кризисного центра в Доме школьников № 6, пришли не только те женщины, которые в данный момент проходят психологическую терапию в «Жан-Сае», но и те, для кого это убежище стало стартом к реально новой жизни.
У Макпал 5 детей. В кризисный центр она сбежала из семьи мужа, когда младшему сыну было всего 1,5 месяца. Со слов женщины, она подвергалась насилию со стороны бывшей свекрови, та изуродовала ей лицо — так сильно хотела распоряжаться жизнью невестки. Два года назад бывший супруг Макпал умер. От прошлой жизни у Макпал остались только воспоминания — она оправилась, устроив себе и детям благополучную жизнь.
У Айгерим похожая история, только ей психологическая помощь сотрудников центра помогла не только восстановиться после стресса, но и выскочить из токсичных отношений с бывшим мужем. Сейчас женщина строит счастливую жизнь вдалеке от своего обидчика.
По словам волонтера кризисного центра Алии Джангужиной, за 5 лет работы небольшой коллектив повидал много страшных историй.
— Наша задача ведь не только спасти жертву бытового насилия и ее детей от насильника в моменте, но и максимально подготовить ее к жизни без него, — рассказала Алия. — Эту тяжелую адаптацию, к сожалению, проходят не все наши женщины. Некоторые попадают к нам вновь и вновь, и мы, конечно же, как и прежде помогаем им выжить и оправиться от стресса. То, в каком состоянии они здесь оказываются, невозможно описать никакими словами. И за месяцы оказываемой им помощи мамы расцветают.
Очень многие хотят окончательно избавиться от тяжелых созависимых отношений, но не всем удается — у женщин разные возможности, внутренние ресурсы и способность к самостоятельной реализации
Но каждой из них мы даем 100-процентную поддержку — от восстановления документов до представления их интересов в суде во время бракоразводных процессов. Могу сказать совершенно точно — все женщины, которых защитил кризисный центр, стали другими. Более уверенными в себе и находящимися на один шаг ближе к независимой счастливой жизни.
Реабилитация жертв бытового насилия — занятие не из легких. А само явление настолько ломает психику людей, что строптивые дебоширы ищут и находят свои сбежавшие семьи. Отбивать их довольно часто приходится с помощью полиции. По словам Алии Джангужиной, за 5 лет работы «Жан-Саи» на таких настойчивых насильников даже возбуждались уголовные дела. Но чаще всего, к сожалению, привлечение их к ответственности не доходило до логического завершения — женщины сами инициировали прекращение дел.
Впереди у кризисного центра, как это ни печально, очень много работы, потому что государство, создав для жертв бытового насилия уютные уголки, где можно спастись, пока еще не придумало панацеи перевоспитывать самих насильников. И Зульфия Байсакова, много лет посвятившая борьбе с семейным дебоширством, постоянно взаимодействует с центрами принятия решений о том, что Казахстану срочно нужно научиться изолировать агрессоров от их жертв, а не наоборот.