С появлением первых прогнозов метеорологов о засухе в некоторых регионах Казахстана летом 2022 года тема дефицита водных ресурсов вновь вышла на первый план.
Во время недавнего визита в Кыргызстан актуальность водного вопроса вновь подчеркнул глава нашего государства. На пресс-конференции по итогам визита он напомнил, что
«…проблема нехватки воды усложняется с каждым годом. Такой прогноз делают авторитетные международные экологические организации. Не будет увеличения воды – это уже понятно».
Он подчеркнул, что странам Центральной Азии необходимо работать сообща, чтобы реки были связующим звеном между народами.
В канун визита глава государства принял министра экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешева. Речь шла о состоянии водохозяйственной инфраструктуры, проведении вегетационного периода и разработке нового Водного кодекса.
Также прошло заседание Водного совета под председательством премьер-министра Алихана Смаилова. Рассматривались вопросы консолидации функций водоснабжения и водообеспечения в одном государственном органе, а также водохозяйственная ситуация в бассейне реки Сырдарьи.
Как выяснилось, сейчас эти функции, а также
полномочия по использованию и охране водных ресурсов находятся в ведении трех разных министерств:
В соответствии с поручением главы государства их предлагается консолидировать в Министерство экологии, геологии и природных ресурсов (МЭГПР).
По поводу ситуации в бассейне реки Сырдарья было отмечено, что цикл маловодия продолжится и в 2022 году. Государства этого региона принимают согласованные действия по нивелированию возможных негативных последствий.
Хлеб должен стоить 170 тенге: правительство нерыночными методами сжимает ценовую пружину
В частности, стабилизировано накопление воды в Токтогульском водохранилище. Совместно с Узбекистаном Казахстан согласовывает с Таджикистаном режим работы водохранилища «Бахри Точик» в пик вегетационного периода.
В результате в июне-августе подача поливной воды фермерам верхнего и среднего течения реки Сырдарья, а также Жетысайского и Мактааральского районов Туркестанской области по каналу «Достык» будет обеспечена на уровне прошлого года – около 550 млн кубометров.
После заседания Водного совета вопросы эффективного использования водных ресурсов рассматривались на заседании правительства. С докладами выступили Сериккали Брекешев, министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев, акимы Жамбылской и Кызылординской областей Нуржан Нуржигитов и Нурлыбек Налибаев.
По данным МЭГПР, 97% воды, которая используется в стране на регулярное орошение, приходится на Алматинскую, Жамбылскую, Туркестанскую и Кызылординскую области, то есть на юг Казахстана.
В абсолютном выражении на эти цели здесь ежегодно расходуется 11,3 куб. км воды. На эти четыре области приходится 80% всей орошаемой площади угодий, или почти 1,3 млн гектаров.
Как отметил на заседании г-н Смаилов, семь из восьми водохозяйственных бассейнов РК являются трансграничными, около половины стока рек поступает из сопредельных стран.
По прогнозам, к 2040 году потребление воды в нашей стране вырастет на 56%, тогда как дефицит водных ресурсов достигнет 12 км³ в год. Поэтому уже сегодня становится актуальным ее эффективное использование.
К примеру, сейчас до полей доходит лишь 60% воды, забираемой для сельского хозяйства, остальное просто теряется. Для сокращения потерь проводится реконструкция 259 гидротехнических сооружений в бассейнах трансграничных рек, механическая очистка 535 км магистральных и межхозяйственных каналов, закуп и установка 67 насосных установок.
Все эти работы должны завершиться до конца июня текущего года. На проведение ремонта и бурения скважин, а также приобретение насосных установок из резерва правительства выделены средства в сумме 3,6 млрд тенге.
Кроме того, акиматами южных областей проводится очистка каналов, применяются водосберегающие технологии, организуется водооборот и очередность полива.
По данным Минсельхоза, в целях диверсификации водоемких культур сократятся площади под рис — на 8,7 тыс. га по сравнению с 2021 годом. В том числе в Кызылординской области (на 5,3 тыс. га), Туркестанской (2,9 тыс. га) и Алматинской (0,6 тыс. га).
Для стимулирования фермеров к применению современных влагосберегающих технологий предоставляется господдержка в виде инвестиционного субсидирования. Она предусматривает возмещение 50% от понесенных затрат на приобретение современных систем орошения и подведение всей необходимой инфраструктуры.
Государством также субсидируется стоимость услуг по подаче воды сельхозтоваропроизводителям.
И хотя государство сейчас довольно оперативно решает текущие проблемы формирования и использования водных ресурсов, для эффективной долгосрочной политики в этой сфере в первую очередь необходимо внести изменения в соответствующее законодательство.
Разработка проекта нового Водного кодекса уже ведется по поручению главы государства и внесена в Национальный план развития РК до 2025 года. В мае под эгидой МЭГПР прошли общественные слушания на эту тему, в которых приняли участие экологические активисты, общественные деятели, эксперты и ветераны водной отрасли.
За плохую дорогу штраф заплатили акимы… и еще заплатят — обзор казСМИ
Новые нормы водного законодательства будут стимулировать эффективное водопотребление физическими лицами, аграриями и предприятиями с созданием замкнутого цикла водопользования и очистки на предприятиях и в жилищно-коммунальной сфере.
Предлагается четко определить компетенцию государственных органов по учету и мониторингу водных ресурсов, решить вопрос создания гидрологического центра для обобщения всех данных, оценки и прогнозов.
Для стимулирования эффективного использования воды будут использоваться понижающие коэффициенты базовых ставок оплаты в случае использования водопользователем новых водосберегающих и очистных технологий, модернизации имеющегося оборудования и т. д.
В налоговом законодательстве может появиться норма по уменьшению налогооблагаемого дохода на 50% от суммы расходов по внедрению новых водосберегающих и очистных технологий, а также расходов на модернизацию имеющегося оборудования водопользователя в период осуществления таких затрат.
Чтобы вода имела реальную экономическую стоимость, изменится и тарифообразование в области водных ресурсов.