Государственный музей искусств РК имени Абылхана Кастеева готовится к крупнейшему беспрецедентному художественному проекту «Древнерусское искусство».
Как рассказала куратор выставки Оксана Танская, выставка продемонстрирует 50 икон из фондов музея, а также отобранные экспертами предметы церковного искусства из собрания Казахстанского митрополичьего округа. Хронологические рамки коллекции охватывают период 18-19 веков.
В рамках этого проекта будет издан каталог древнерусского искусства всего фонда музея, в который войдут все 122 иконы и 38 единиц меднолитой культовой пластики: напрестольные и наперстные кресты, иконы-складни и миниатюрные образцы 122 иконы. Презентация каталога состоится в июле 2022 года во время выставки.
Выставку планируется провести в июле 2022 года.
— Уникальность проекта состоит в том, что подобных масштабных проектов по древнерусскому искусству в нашем музее не было.
В 1988 году состоялся похожий экспозиционно-выставочный проект — «Русская икона в собрании ГМИ КазССР им. А. Кастеева». Но предстоящее издание каталога древнерусского искусства из фондов Государственного музея искусств РК им. А. Кастеева 2022 года – это первое за историю существования музея полное издание богатейшего фонда произведений иконописи и металлопластики, — отметила Танская.
Проект также включает реставрацию четырех икон конца 18 — начала 19 века. Для этого музей привлек спонсора. На проведение работ были приглашены российские реставраторы, специалисты ведущего российского музея. О восстановительной работе с экспонатами рассказал реставратор Владимир Бурбицкий.
— Основная проблема этой реставрации — достаточно сжатые сроки. Мы работаем почти в авральном режиме. Выставка будет в июле, времени мало. Задача поставлена конкретная: есть четыре произведения станковой темперной древнерусской живописи, которые надо привести в экспозиционное состояние и подготовить для фотосъемки.
Из чего состоит технологически икона 18-19 века? Доска, сверху она проклеена паволокой, это тоненькая хлопчатобумажная тряпочка, поверх которой нанесен левкас. И уже по левкасу написан красочный слой. Соответственно, если есть какие-то разрушения или повреждения в доске, это неминуемо отразится на красочном слое. Если есть увлажнения или грунт был сделан некачественно и начинает выпадать, это неминуемо ведет к утрате красочного слоя.
Вторая проблема, с которой сталкиваются реставраторы в выездной работе – нехватка привычных инструментов и материалов. В командировку просто невозможно взять весь свой арсенал. А некоторые материалы просто не допустят на борт самолета: они горючие!
— Мы берем с собой только самое необходимое. Конечно, идеальный вариант – приехать предварительно на «разведку» и понять, что понадобится. Но на это опять-таки времени не было. Вот и приходится обходиться тем, что есть, или искать замену в местных магазинах. А замена не всегда есть, потому что рынки у нас все-таки разные, — поясняет Владимир.
Реставрация – работа сложная, кропотливая и очень ответственная. Одна из четырех икон, та, что датируется концом 18 века, в очень плохом состоянии. Как говорят специалисты, «имеет аварийные участки» и уже давно была законсервирована — заклеена. Этот этап реставрации старинных икон является временным решением для консервации различных деформаций, чтобы не допустить их последующего развития.
— Профилактическая заклейка – это классический способ сохранения иконы или картины, когда тонкой бумагой на животный клей, в основном осетровый, заклеивается красочный слой. Этот клей обратимый — в любой момент можно снять и сам клей, и заклейку.
Это важно — материалы, которые мы применяем, тоже имеют свойство стареть. Профилактическую заклейку, которая была нанесена с целью сохранения красочного слоя больше десяти лет назад, мы удалили. А потом сделали заново. И после укрепления приступили к утоньшению лаковой пленки. Первое, что всегда делается при реставрации – укрепление красочного слоя. Потому что пока вы его не закрепите, не обезопасите, все остальные процедуры трудновыполнимы. И только потом можно приступать к следующим шагам реставрации, — рассказал Владимир.
Конечно, любая реставрация не вечная. А потому реставраторы в музеях периодически инспектируют экспонаты, выявляют объекты, которые требуют противоаварийных мероприятий, и реставрируют. Причем теория и практика музейной реставрации однозначна: художественная ценность присуща лишь оригиналу. Поэтому «целью реставрации должна быть консервация и раскрытие оригинала от позднейших, искажающих его поновлений, обеспечение его сохранности для передачи последующим поколениям».
— Мы же находимся в музее, поэтому в любом случае говорим о музейной реставрации. Есть такое понятие, как коммерческая реставрация. Оно подразумевает полное восстановление художественного произведения с возможной максимальной маскировкой утраченных мест, создавая ощущение, что памятник абсолютно в идеальном состоянии.
Такое же отношение к реставрации икон и у церковных реставраторов. При церковной реставрации старой иконы возможно даже полное ее переписывание, особенно если она сильно повреждена. Потому что у иконы в церкви особое предназначение, а для музея она художественное произведение, — отметил реставратор.
И добавил, что старается всегда отслеживать судьбу отреставрированных им произведений. В данном случае это будет сделать легко — с музеем им. А. Кастеева у него хорошо отлаженные связи: два года назад он занимался реставрацией работ скульптора Иткинда для выставки в московском «Гараже».
Фото автора