В пандемию больше всего недополучили знания ученики сельских школ… из-за слабого интернета и отсутствия компьютеров в семьях.
Пандемия коронавируса стала суровым вызовом не только для отечественного здравоохранения, но и для системы образования. Она как скальпель вскрыла назревшие проблемы в школьной системе и парализовала процесс получения знаний, ведь государственные школы были вынуждены больше года находиться на онлайн-обучении, а процесс дистанционного образования удалось отладить не сразу. К чему это привело, как бороться с последствиями и какие извлечь уроки, рассказали эксперты из сферы образования.
По словам Гульназ Кордановой, соучредителя и гендиректора Teach for Kazakhstan и Conec-Ed.kz (НПО), во время пандемии больше всего страдали маргинализированные слои общества. Коронакризис значительно усилил существующее неравенство в стране, проявилось это и в сфере образования.
Согласно проводимому ею исследованию,
в марте 2020 года 300 тысяч учеников не имели оборудования для перехода на онлайн-обучение, плюс во многих регионах отсутствовал хороший интернет
— В некоторых многодетных семьях приходилось использовать для учебы одно и то же устройство, иногда это был просто телефон. Проблемой было и отсутствие цифровой грамотности не только у детей, но и у родителей, которые наряду с педагогами были вовлечены в процесс обучения. Большинство наших школьников обучались через мессенджер Whats App и видеохостинг Youtube, что не всегда эффективно с точки зрения удовлетворения потребностей в знаниях.
А нехватка контакта со сверстниками во время пандемии негативно повлияла на их психологическое состояние. Все это имеет долгосрочные последствия, — считает Корданова.
Любые кризисы, как и пандемия Covid-19, врываются в нашу жизнь неожиданно, и система образования должна быть к ним готова.
— Надо уделить внимание цифровым навыкам и преподавателей, и школьников, и их родителей. Сегодня это базовая необходимость. Также нужна корректировка методик преподавания под гибридные или цифровые онлайн-методы. Решения должны быть выработаны совместно при участии государства, учителей и гражданского сектора.
В особом внимании нуждаются сельские школы, так как разрыв в качестве обучения между ними и городскими в некоторых регионах колоссальный. Особенно это проявилось во время и после пандемии
Поэтому необходимо улучшать качество подготовки сельских учителей, организуя практические тренинги, — утверждает эксперт.
Батыр Демократулы, начальник управления образования Мунайлинского района Мангыстауской области, подчеркивает, что в его районе для повышения качества преподавания был реализован целый ряд проектов. Проводились специализированные семинары повышения квалификации учителей, обмен опытом между учителями математики и геометрии. По его наблюдениям, значительное ухудшение качества образования во время пандемии наблюдалось именно по этим предметам.
— Учителей разделили на три группы в зависимости от уровня квалификации, все выполняли задания. Если не справлялись, получали помощь от коллег, чьи показатели были лучше
Было проведено девять встреч преподавательского сообщества, на которых обсуждались вопросы улучшения методик преподавания. Если говорить об основных проблемах, с которыми мы столкнулись в пандемию, я бы выделил сложность использования цифровых платформ. Школьникам это трудно давалось в основном из-за их технических особенностей и низкого качества интернета. Но
самая главная проблема — отсутствие техники для онлайн обучения. В итоге нуждающимся семьям государство выдало 1 125 компьютеров, 800 ноутбуков и сотни смартфонов,
— рассказывает Демократулы.
Мадина Тыныбаева, президент Национальной академии образования им. И. Алтынсарина, отмечает, что во время карантина, когда взаимодействие детей с учителями было сведено к минимуму, процесс обучения практически лег на плечи родителей.
74% мам и пап пожаловались, что самостоятельно выполнять с детьми домашнее задание или объяснять какую-то тему было сложно. Конечно, в такой ситуации потерь в знаниях избежать не удалось
— Сейчас Информационно-аналитический центр совместно с ЮНЕСКО проводит исследование по изучению падения качества знаний школьников в Казахстане. Мы надеемся, что результаты лягут в основу политики министерства образования по восполнению этих потерь.
Пандемия выявила необходимость плотной работы со слабоуспевающими учениками, ведь очень долгое время в приоритете были талантливые и одаренные дети
Но в школах должен внедряться дифференцированный подход, так называемые инклюзивные практики. Участие в международных исследованиях помогло нам выявить наличие разрыва в качестве образования между городом и селом.
— Еще до пандемии по результатам ЕНТ 2018 года мы увидели, что разрыв между сельскими и городскими школами в среднем по стране составлял 37 баллов. Внутри регионов разрыв между городом и селом был разный.
В примеру, если в СКО по ЕНТ средний бал был высокий, а разрыв между городом и селом был не очень большой, то в Павлодарской области при высоком среднем балле он составлял порядка 57 баллов. Так что действительно нужны политически таргетированные решения, как помогать детям в селах.
Хочу заметить, что во время пандемии государство провело для школьных учителей онлайн курс «Учусь учить дистанционно», в котором были задействованы порядка 350 тысяч педагогов
В рамках курса они обучались планированию онлайн-урока и возможностям коллаборации друг с другом. Сегодня также реализуется проект «Цифровой учитель», в рамках которого преподаватель может дистанционно подключаться и помогать ученику в освоении нового материала. Я надеюсь, что подобные меры окажут в целом положительное влияние на повышение качества образования, особенно в селах, — заключает Мадина Тыныбаева.