Несмотря на неудачный опыт столицы в этом направлении, руководству Алматы необходимо внедрить проект легкорельсового транспорта. Это поможет городу избежать транспортного коллапса и сопутствующих проблем.
Провал реализации проекта ЛРТ в Нур-Султане, который сопровождался коррупционным скандалом, привел к тому, что в Алматы тоже пока не спешат внедрять этот вид транспорта. А между тем присоединение новых районов и строительство новых жилых комплексов по всему мегаполису способствует увеличению численности населения и усиливает заторы на дорогах.
По мнению Елены Ерзакович, эксперта в сфере устойчивого транспорта и транспортной политики, что-то решать, чтобы проблема не переросла в транспортный коллапс, необходимо уже сейчас.
— По ЛРТ у меня однозначное мнение, я его не скрываю. С ним выступала и перед акимом Алматы Ерболатом Досаевым. Считаю, что нужен скоростной трамвай. Потому что рост автомобилизации продолжится. А
перевозить людей по таким наиболее крупным транспортным коридорам, как улица Толе би, вывозить из новых микрорайонов, которые активно разрастаются вдоль улицы Момышулы, нужно современными и экологически чистыми видами транспорта
Трамвай в данном случае идеальное решение в долгосрочной перспективе. Просто потому что один трамвай заменяет пять-шесть автобусов. Срок эксплуатации и операционные расходы этого вида транспорта подходят для таких крупных коридоров, как наш. Именно поэтому трамвайный проект необходимо развивать прежде всего внутри самого города, а потом и в пригородах.
— На текущий момент все разговоры о соединении Алматы с Талгаром путем ЛРТ были бы конструктивны, если бы в городе людей было на что пересаживать. А так получается, что у нас нет внутреннего хребта, кроме линии метрополитена, которая по своей пропускной способности не справится, и даже с учетом открытия новых станций, — говорит она.
В то же время Ерзакович считает, что транспортные связи южной столицы с агломерациями нужно усиливать.
— В прошлом году мы проводили опрос жителей Алматинской области — в частности, тех населенных пунктов, которые тяготеют к Алматы. Он показал, что у населения агломераций есть потребность в ежедневных поездках на работу. И на вопрос, каком видом транспорта они хотели бы добираться до рабочих мест каждый день, большинство выступили за ЛРТ. Однако чтобы его внедрять, необходимо решить вопрос с субсидированием этих пригородных перевозок. И он ставился перед правительством.
Ведь город не может нести полноценно все расходы по субсидированию пригородного транспорта в том объеме, в котором он существует
А акимат Алматинской области в 2021 году субсидии на перевозку этой категорий пассажиров не выделял. Мое мнение, основанное на международном опыте финансирования общественного транспорта в агломерациях, таково: часть расходов должен покрывать республиканский орган. В крупных агломерациях мира эти программы, именно по пригородному сообщению, так и реализуются, — рассказывает она.
Если же говорить о ближайшем времени, по словам Ерзакович, для тех, кто приезжает из пригорода на частном транспорте, в городе должны быть созданы нормальные пересадочные узлы. Чтобы люди могли оставлять машины и передвигаться по Алматы на общественном транспорте.
— Обсуждается вопрос создания пересадочного узла на «Саяхате», где уже много лет хаос. Многие ловят попутки, выходя прямо на дорогу, все это мешает трафику, но проблема не решается
Деньги нужно вкладывать в инфраструктуру, в создание разворотных площадок. Необходимо комплексно заниматься тарифами и остальными реформами, которые позволят дать качественное соединение между пригородом и городом и поспособствуют развитию общественного транспорта внутри самого мегаполиса. А у нас обычно происходит так: кидают клич, мол, мы еще больше купим автобусов или даже электробусов. Но все забывают считать эти проекты в долгосрочной перспективе.
И не всегда задумываются о том, что на этих самых автобусах нужны водители, которые будут соблюдать меры безопасности в отношении пассажиров и правила движения. Потому что никто не захочет отправлять своих детей на автобусе в школу или ездить самостоятельно, если эти автобусы и дальше продолжат попадать в ДТП
Так что это вопрос комплексный, а не только обеспечение «железом» и новыми километрами дорог, — убеждена Елена Ерзакович.
Эксперт считает, что создание транспортного каркаса в городе для удобства передвижения двухмиллионного населения и приезжих граждан нужно начинать с восстановления трамвайного сообщения.
— При всех положительных моментах, которые несет в себе метро, его строительство в разы дороже и дольше по времени. А проблемы тем временем копятся. Никто не отменял и проблему транспортных выбросов, для решения которой надо быстрее запустить проект по скоростному трамваю. К тому же по проездной способности линии, которые были убраны, отлично связывали север и юг города.
Вообще, проект ЛРТ по городу Алматы уже существует много лет. Он просчитан, имеется технико-экономическое обоснование. Просто ничего не движется из-за политической нерешительности, которая обусловлена тем, что ЛРТ из-за провального проекта в Нур-Султане имеет не очень хорошую репутацию
В итоге мы опаздываем на пять лет. Оттягивая решение по ЛРТ, мы усугубляем другие транспортные проблемы, связанные с формированием каркаса сети и развитием инфраструктуры. Потому что все-таки коридор Толе би — Момышулы и строительство нового депо достаточно системные вещи, которые позволили бы к этому коридору подвести много других интересных проектов по благоустройству.
Памятник коррупции: что делать с проектом «Астана LRT»? — мнение экспертов
Мы видим, как сейчас застраивается Толе би. На месте индустриального района растет жилье в громадном количестве, но проблемы с транспортом пока остаются, — констатирует эксперт.