Нур-Султан
Сейчас
15
Завтра
18
USD
471
0.00
EUR
497
0.00
RUB
8.83
0.00

Россия не позволит Казахстану продавать нефть на новые рынки — экономист

84819









Нефть. Фото: tengrinews.kz

Казахстан планирует вдвое увеличить грузооборот через Каспий. Чтобы в том числе транспортировать сырую нефть на рынок Европы при участии Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

На сегодняшний день общая пропускная способность морских портов РК составляет 27 млн тонн грузов в год. Чтобы удвоить объемы транзита, в порту Актау хотят создать контейнерный хаб. Проект оценивается почти в 10,5 млрд тенге. Будет построен терминал для стока контейнеров, спецкомплекс по перевалке грузов в контейнеры, также будет обновлена погрузочная техника.

Дорогая нефть

Магбат Спанов, эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП), считает, что в реализации этого проекта вопрос о завоевании каких-то новых рынков пока не стоит. Необходимо сохранить те позиции, которые до этого были у страны. Но безусловно, Казахстан сможет заменить на европейских рынках часть нефти, схожей по характеристикам с российской.

— Вне зависимости от глобальной ситуации нам необходимо развивать свои порты, как и предполагалось изначально, когда строились тот же Курык или Баутино, в целях упрощения доставки кашаганской нефти на мировые рынки.

Сегодня мы вступаем в стадию увеличения добычи нефти на этом месторождении, и в связи с ее удорожанием этот проект становится рентабельным

Соответственно, нужно иметь транзитные мощности, куда нефть переправлять. Себестоимость тенгизской и кашаганской варьируется от 17 до 22 долларов. Соответственно, возможно получение хорошей прибыли. Поэтому различные проекты по расширению перевозок — нефтяных, железнодорожных, автомобильных — своевременны, — считает он.

Быть готовыми

Спанов вспоминает, как изначально планировалось, что казахстанская нефть пойдет в Европу по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан через Азербайджан, Грузию и Турцию.

Магбат Спанов

Магбат Спанов

— Понятно, что через сам Каспий разрешения тянуть большой трубопровод никто не даст. Надо идти по побережью, по сухопутному маршруту. Но опять же, сухопутный маршрут должен идти через Российскую Федерацию. Это достаточно уязвимо с точки зрения соблюдения наших национальных интересов.

Для Казахстана самый оптимальный вариант — нефтепровод через Иран. Но пока США не заключат с Ираном ядерную сделку, этот вопрос не поднимается

Мне кажется, нам надо быть готовыми в случае изменений в лучшую сторону  построить этот трубопровод в кратчайшие сроки, — говорит эксперт.

Не все так просто

Экономист Рустем Жансеитов считает, что надеяться на охват казахстанской нефтью новых рынков благодаря увеличению грузооборота через Каспий не стоит. Много нефти таким образом не провезти.

— Нефть через Каспийское море доставляется по весьма сложному маршруту

Она отгружается в Курыке в танкеры, которые везут ее в Баку и сливается там в нефтяные терминалы. Потом нефть отправляется по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан. Когда она приходит в Джейхан, ее грузят уже на большие танкеры и везут по всему миру.

Но любая перегрузочная операция работает на удорожание, нефть становится «золотой». К тому же казахстанская никогда не считалась хорошей, она всегда была тяжелой и с большим содержанием серы. Поэтому и не такая дорогая, как, например, арабская, — подчеркивает Жансеитов.

Рустем Жансеитов, фото: Atameken Business Channel

Немаловажно, по его словам, также отметить, что нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан имеет определенную пропускную способность. Уже есть договоренности по объемам поставки с продавцами нефти из разных стран.

— И вот представьте: придет Казахстан и заявит, что хочет увеличить объемы. А кто ему даст, если места в нефтепроводе уже нет?

Разве что придется договариваться: кто-то, к примеру, уступит свою квоту. Но это сложные переговоры, и нефтяники на это идти не любят, кому охота терять деньги. Либо согласятся, но будут просить деньги в качестве компенсации. В таком случае максимум удастся увеличить на 2-3 млн тонн в год. Но, честно говоря, это мизер. Для сравнения, по одному только КТК перекачивают 60-70 млн тонн.

Варианты сотрудничества

Другой немаловажный момент, о котором я хотел бы упомянуть: если в России увидят увеличение товарооборота казахстанской нефти через Каспий, скажут, что каспийские воды относятся и к ним тоже, а они разрешения на увеличение пропускной способности не давали. И лазейку закроют.

Несколько лет назад шли тяжелые переговоры по разграничению дна Каспийского моря, чтобы Казахстан мог проложить трубопровод по дну Каспия. Одним из козырей, который вытащила тогда Россия, выступив против, был экологический вопрос

Она всегда так делает, когда ее что-то не устраивает. Тогда Россия предложила провести нефтепровод в обход Каспийского моря через ее территорию. Но при таком варианте для нас также есть риски: в случае чего нам могут предъявить, что мы загрязняем Каспий и слишком много возим. А при жестком варианте, могут даже заявить, что хватит с Западом торговать, и полностью запретить перегонять нефть. Мол, мы под санкциями, и вы страдайте вместе с нами. Поэтому, на мой взгляд,

Казахстану стоит рассмотреть варианты расширения сотрудничества по нефти с Китаем, а также завязать партнерство с Ираном по своп-операциям

Такое уже уже практиковалось: Казахстан отпускал в северные порты Ирана на Каспии определенное количество нефти, а Иран отпускал такой же объем нефти на Персидском заливе. Это делалось для экономии на логистике. Но этот вариант сотрудничества возможен, если с Ирана снимут санкции. В отличие от строительства нефтепровода через Иран, своп-операции в случае наложения повторных санкций можно в любой момент приостановить. А с нефтепроводом это будет болезненно, учитывая, что в его строительство будут вложены немалые деньги, — заключает Рустем Жансеитов.

Зависимость Казахстана от России: нефтепровод через Иран ее снизит

© «365 Info», 2014–2022 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter