Ответственность уже прописана в законодательстве, но с некоторыми оговорками.
В Казахстане продолжают появляться финансовые пирамиды и, как ни странно, до сих пор находят жертв. Недавно в столице одна из пострадавших вкладчиц, потеряв большие деньги, даже совершила самоподжог.
В некоторых случаях (и не только в Казахстане) подобные пирамиды рекламировали известные медийные лица, звезды шоу-бизнеса, блогеры и так далее.
Сейчас в соцсетях раздаются призывы наказать всех этих людей, вплоть до уголовной ответственности
К призывам даже прислушались мажилисмены и подготовили проект закона, связанный с введением уголовной ответственности за рекламу финансовых пирамид. Правда, у нас закон обратной силы не имеет, так что по нему наказывать будут только за будущую рекламу. И то, если только примут.
Казахстанские блогеры рекламировали очередную финансовую пирамиду
Кроме того, в тех же соцсетях появилась еще одна идея – законодательно обязать тех самых звезд и блогеров сначала проверять, что именно они рекламируют. А если им это трудно, «пусть повышают расценки за рекламу». Соответственно, если окажется, что рекламировали они все-таки криминал, тоже наказать.
Мы решили поинтересоваться мнением у экспертов и общественников, как они смотрят на эти предложения.
Адвокат Сергей Уткин отметил, что ответственность за рекламу финансовых пирамид уже прописана в Административном кодексе. Но на сегодня позиция органов прокуратуры гласит, что
эта ответственность наступает в том случае, если сама эта организация на момент рекламы уже официально была признана пирамидой,
иначе по этой статье наказывать не получится.
Финансовая пирамида работала под видом маркетинговой компании в Алматы
— Но я думаю, что ни один здравомыслящий человек в жизни не станет рекламировать или вообще как-то связываться с такой организацией, которую уже признали финпирамидой. Если он, конечно, не соучастник — тогда для него наступит уже уголовная ответственность. Такого в жизни нет, всегда все происходит «до».
То есть сначала появляется фирма, ее кто-то рекламирует, кто-то несет деньги. В какой-то момент люди начинают жаловаться, что им не выплачивают обещанное, обращаются в разные органы и в итоге находят признаки финансовой пирамиды и таковой ее признают. После этого почти сразу возбуждают уголовные дела. Но в этот момент уже никто никакую рекламу не делает, — сказал Уткин.
Также юрист уточнил, что
штраф в Адмкодексе предусмотрен небольшой и «наверняка блогерам за рекламу платят гораздо больше»
При этом такое положение дел адвокат считает не совсем правильным. Он полагает, что в таких делах следовало бы разобраться, действительно ли рекламирующий не знал, к чему именно призывает сограждан? И сомневается, что это всегда так.
— Даже в административном производстве есть понятие вины, то есть внутреннего отношения к содеянному. Если человек рекламировал пирамиду и понимал, что делает, он должен быть привлечен к ответственности. Даже в том случае, если официально эту фирму пирамидой никто не признал, но по сути она таковой являлась, — сказал Уткин.
Также юрист упомянул, что гораздо более серьезная, уже уголовная ответственность наступает за соучастие в организации деятельности этой финпирамиды. Но это нужно еще доказать.
Уткин считает, что на самом деле многие из рекламирующих финпирамиды должны были понимать, что это за продукт. А сейчас, чтобы уйти от ответственности, будут это отрицать.
Правда, лет двадцать назад в России демонстрировали один видеоролик, где участники (это были Лолита Милявская и Александр Цекало) действительно могли ничего не понимать. Поскольку Милявская просто говорила: «Такая-то компания отличная», а Цекало добавлял «от других». На этом ролик заканчивался, ни слова про вложения и обещания золотых гор. Но этот вопрос юрист не прокомментировал, зато сказал, что следует исходить «из здравого смысла».
— Всегда, когда не все понятно, нужно применять принципы и критерии разумности, справедливости и добросовестности. И в данном случае на эту разумность смотреть. Тот же блогер, у которого куча подписчиков и который влияет на умы многих людей, как правило, не дурак. Поэтому не следует сразу думать, что он не разбирается в вопросе.
Нужно анализировать уже деятельность этого блогера, в том числе финансовую
Все его банковские платежи и так далее. И когда выяснится, что на самом деле человек достаточно грамотно все ведет, разбирается что к чему, можно дальше поинтересоваться: а лично вы пытались узнать, не пирамида ли это? И если нет, то почему. И все эти ответы тоже учитывать, — сказал он.
Юрист подчеркнул, что главная цель закона не в том, чтобы наказать одного конкретного виновника, а сделать так, чтобы остальные потом шарахались от подобных предложений.
А сейчас рекламируют все подряд, а потом отходят в сторону и делают вид, что ничего не знают и не понимают.
— Каждый, исполняя свою роль в гражданском обороте (в данном случае актер рекламы или ее продюсер), должен головой думать, к чему на самом деле призывает людей. Точно также можно ведь и наркотики рекламировать, а потом сказать, что я ничего такого и не подумал, просто призывал употреблять неизвестный мне препарат, — заявил он.
Идею законодательно обязать участвующих в рекламе сначала проверять, о чем именно идет речь, юрист одобрил.
— Нормальные люди так и поступают.
Говорят, я рекламирую только то, что сам считаю полезным
Если окажется, что рекламировали фальшивку или некачественный товар, на мой взгляд, можно даже за это наказывать. А уж тем более за финансовые пирамиды, где люди теряют большие деньги, — сказал он.
Врач и общественник Бахыт Туменова склонна верить, что звезды или блогеры в ряде случаев могут и сами не знать, что рекламируют.
И даже если оказалось, что рекламировали финансовую пирамиду, но не знали об этом, то и наказывать строго не стоит
Хотя «какое-то порицание сделать надо». Аргументы примерно такие же, как и у Уткина: «Если ты известный человек, нужно более ответственно подходить к делу». В любом случае, разбираться надо в каждом отдельном случае подробно.
Также она поддержала и идею нового закона.
— Реклама имеет право на жизнь и должна быть, но информация должна быть полной, ведь право на информацию имеет каждый. И ответственность за рекламу тоже должна быть.
Право информированного согласия относится к разделу прав человека,
– констатировала она.