Портал «Адырна» обсудил с экономистом Бауыржаном Искаковым, чего ждать от экономики страны.
— Война в Украине продолжается. Расширяется количество санкций на Россию. На этом фоне мы уже уронили тенге. Может ли это снова повториться?
— Одним из показателей нашей экономики является курс тенге к доллару. К концу марта он поднялся даже до 520. После пандемии мы вновь сталкиваемся с препятствиями на пути восстановления нашей экономики.
Однако пандемия не вызвала таких проблем, как сейчас. Под влиянием жестких санкций, наложенных западом на Россию, наша валюта ощутила самый сильный удар.
Подорожают хлеб и мясо: Россия запретила вывоз зерна в Казахстан
Отечественная экономическая политика не была готова к таким внешним вызовам. За короткое время стоимость тенге снизилась. Сейчас проводятся мероприятия по его восстановлению. Не могу сказать, что это только эффект роста в экономике. Уже в марте мы провели валютную интервенцию на 980 миллионов долларов, то есть потратили на поддержку нацвалюты почти миллиард долларов.
Главное, чтобы подобные расходы не превратились в привычку. То есть мы не должны использовать Нацфонд для поддержания курса тенге — 60 млрд долларов в Нацфонде хватит только на пять лет.
— Есть ли вероятность, что последствия наложенных на Россию санкций повлияют и на нас?
— Влияние санкций обязательно будет. Казахстан имеет более прочные торговые связи с Россией, чем другие страны. Импортная зависимость казахстанского рынка от РФ 40%.
Санкции наносят ущерб предприятиям, компаниям, с которыми мы обмениваемся товарами в России. Среди государств Евразийского экономического союза у нас самый высокий показатель инфляции.
У России в друзьях остались только мы и китайцы — Алмас Чукин
В Казахстане 10% — в Кыргызстане 6%. Разница чувствуется. Даже в союзе наши позиции сами по себе для нас невыгодные. Ходят слухи, что Россия находится на грани банкротства. Это означает, что принимая какие-то решения против санкций, она будет сопротивляться.
К примеру, если взять нефть, покупать не в долларах, а в рублях. Но у России есть внешние долги перед западными государствами. А так как деньги были получены в долларах, сейчас это проблема. Хотя Россия и хочет погасить свой внешний долг, технически это сделать невозможно.
— Экономика Казахстана напрямую связана с Россией. Каково наше положение сейчас?
— Если между двумя странами в экономике будет кризис, у третьей появляется много возможностей. И мы должны воспользоваться теми, которые имеем.
Крупные российские предприятия до сих пор напрямую сотрудничали с западными государствами. Теперь в условиях санкций, вполне вероятно, они возобновят свою работу через другие соседние государства. И вполне вероятно, их выбор падет на Казахстан. При этом мы должны уметь себя предлагать. Если когда-то товар выходил на рынок напрямую через Запад, сейчас может выйти через Казахстан.
Второй вопрос для рассмотрения: мы должны избавиться от импортной зависимости от России. Надо укреплять источники торговли с Китаем и Турцией. Односторонние контракты с РФ в ближайшее время могут вызвать финансовые затруднения.
— А как санкции отразятся на тенге?
— Санкции уже негативно сказываются на тенге, потому что мы зависим от импорта. Если экономика соседней страны ухудшится, импортируемые товары потеряют свое качество, количество и уровень.
— Доллар снова падает, однако на предыдущем его подъеме многие поспешили обменять тенге на доллары. Что им посоветуете?
— Председатель Нацбанка правильно сказал ранее — деньги лучше хранить в трех валютах. 30% в тенге, 30% в долларах, 30% в евро. При таком подходе снимается очень много валютных рисков.