Мировой рынок труда стремительно меняется, старые техники осознанной профориентации уже не работают.
Приближается очередная вступительная кампания. Скоро государство объявит очередной конкурс поступления на гранты и сотни тысяч выпускников школ попытают счастья получить билет на поезд с бесплатным высшим образованием. Как выясняется, большинство казахстанских абитуриентов выбирают вуз и профессию не по своему осознанному желанию, а по рекомендациям семьи или за компанию с друзьями.
В результате ежегодно в республике выпускаются сотни тысяч невостребованных специалистов. Преподаватель, бизнес-тренер Самат Панов ведет персональные тренинги с детьми и их родителями по профориентации. За годы работы он сделал несколько любопытных наблюдений, а также дал работающие советы казахстанским семьям.
— Самат, в каком возрасте ребенок реально раскрывает свои способности, чтобы уже примерно знать, в каком направлении будет развиваться? Скорее всего, не обязательно ждать до 11-го класса, а уже потом искать место для учебы?
— Судя по мнению многих экспертов и моему опыту, до 13-14 лет каждый ребенок должен попробовать как можно больше всяких активностей. То есть должна быть не только школьная программа, но также секции, творческие и спортивные кружки.
Объективно, нет строго четкого возраста, с какого времени родителям следует задуматься о профориентации своего ребенка. Но однозначно, надо с детства наблюдать за детьми и давать им возможности раскрываться.
Если ребенок постоянно сидит с гаджетом и больше ничем другим не занят, никакой профориентации он не получит — опыта нет. В будущем этим детям будет тяжело выбрать профессию
Поэтому тренеры по профориентации рекомендуют родителям до 13-14 лет создать максимально благоприятные условия для детей попробовать себя в разных видах деятельности. И наблюдать, по какому направлению потенциал ребенок реализует успешнее и увлеченнее всего. Далее подросток уже сам останавливает свой выбор на чем-то конкретном и начинает относиться к своему любимому занятию более сконцентрированно.
— Советские родители, если помните, допускали ошибки, когда сами выбирали своим детям профессию с высоты своего жизненного опыта. То есть явных гуманитариев отправляли на физмат, аргументируя свой выбор тем, что творческие люди мало зарабатывают. Современные родители тоже такие?
— Родители в принципе играют большую роль в развитии и формировании будущего своих детей. До 18 лет и даже позже они имеют на них колоссальное влияние. И если ребенок не уверен в себе, естественно, он будет следовать воле родителей.
До 13 лет дети зачастую несамостоятельны в своем выборе, чего бы это ни касалось.
Груз ответственности ложится на сознательных родителей, которые допускают ошибки, думая, что они лучше знают, какая профессия подойдет их ребенку
У меня был пример работы с девочкой-подростком, которая талантливо рисовала, но ее родители были против этого увлечения, аргументируя тем, что художники мало зарабатывают. Так вот, я объяснил, что дети, имеющие талант к изобразительному искусству, не обязательно в будущем станут именно художниками. Ведь сейчас есть масса востребованных профессий, где главным умением является именно визуальное воспроизведение. Это и дизайнеры интерьера, ландшафта, видеоигр и интерфейсов, архитекторы. И они очень хорошо зарабатывают.
Поэтому да, родителям следует понимать, что рынок профессий меняется, и он уже далеко не такой, каким был во время их юности. Правильное решение в таком случае дать ребенку самостоятельно выбрать свою будущую профессию.
— С другой стороны, есть риск, что подросток-максималист без жизненного опыта ошибется с профессией, ведь дети расставляют приоритеты совсем иначе, чем взрослые, часто — на мечтах. И в будущем снова светят проблемы. Что делать?
— Очень тонкая грань на самом деле. С одной стороны, навязывание своего мнения ребенку может стать родительской ошибкой. А с другой — полная свобода тоже не панацея.
Чтобы соблюсти золотую середину, родители должны проговаривать с ребенком, почему он делает тот или иной выбор
Если у того аргумент, что он, к примеру, хочет быть стюардом, потому что им хорошо платят и они много путешествуют, так и спрашивать: откуда такая уверенность, где он это узнал, изучал ли сам рынок труда по будущему профилю?
То есть дети и родители должны провести большую совместную работу в направлении профориентации. В возрасте 13-14 лет подростки уже готовы отвечать на вопросы, сеющие сомнения. Тогда ребенок учится брать на себя ответственность за принимаемые решения, у него уже формируется более серьезный подход к выбору будущей профессии. Он начинает изучать полезный для себя контент в интернете о работе тех или иных профессий.
Я согласен с вами в том, что подросткам и даже взрослым иногда тяжело принимать решения. Они не знают, как это делать, и следуют первой попавшейся идее интуитивно, неосознанно.
Я, например, даю разные инструменты, тренинг из шести занятий идет полтора месяца. Все время проговариваю с молодежью и родителями все детали, способствующие раскрытию истинного призвания ребенка.
Иногда даже случается, что дети и их родители убеждены: условно, есть талант к рисованию, а мои тесты показывают, что перспективы развиваться у него в совершенно другом направлении
Физиология мозга так устроена, что до 23-25 лет префронтальный кортекс еще не развит. А он как раз отвечает за прогнозирование, планирование и стратегическое мышление.
— Наверное, именно поэтому очень многие молодые люди в 23-25 лет идут на получение альтернативного образования? Как часто вы в своей практике сталкиваетесь с подобными ошибками?
— Статданных о том, сколько ребят ошибочно выбирают первую профессию, я не видел. Но много читал об этом разной литературы, в том числе иностранной. И там говорится, что
в течение жизни меняют профессию около 75% людей. И учитывая физиологию мозга, в какой-то мере нормально
Я и самим говорю ребятам, что первая профессия может быть не той, в которой они будут трудиться и дальше, но как минимум на первое время она должна быть им комфортной и не противной. Войдя в профессию и получив в ней опыт, возможно, они поменяют ее на смежную, похожую.
Сейчас такие ошибки вообще не критичны, учитывая как быстро меняется рынок труда в связи с технологическим прогрессом. Я слежу за экспертными прогнозами, даю молодым свои рекомендации, а дальше уже их ответственность, прислушаться к ним или нет.
По моим наблюдениям, современная молодежь, которая только выйдет на рынок труда, за трудовую деятельность поменяет около 7-8 профессий
Первая причина — как раз в стремительном изменении на рынке труда, а вторая — в допущенных ошибках при выборе профессии.
Приведу пример из своего личного опыта. Своей первой профессией я выбрал банковское дело, причем по предложению отца, так как вообще не знал, кем хочу стать. Преподавал на кафедре банковское дело, затем перешел работать в банк и финансовую компанию. Далее мой путь лежал в маркетинг — смежную, как я считаю, профессию в области экономики.
А вскоре меня снова пригласили преподавать. Я согласился, и мне это понравилось. Теперь я полностью ушел в образование. Как говорил Стив Джобс, никогда не знаешь, правильно ли ты поступил или нет. Оценить это можно, обернувшись назад.
Получается, я прошел банковское дело и маркетинг, и это было очень неплохим стартом. Благодаря познаниям в финансах я зарабатывал, а маркетинг вообще любому человеку нужен везде — ищет ли он работу, предлагает ли услуги, он занимается маркетингом. Сейчас я в образовании и понимаю, что именно этим должен был заниматься всегда.
Но в середине 90-х, когда моя карьера только начиналась, первая специальность благодаря хорошему заработку меня буквально спасла
Вы же понимаете, что зарплата преподавателей в 90-е и сейчас — вещи противоположные. Сейчас учителя зарабатывают достаточно. Так что любой, сменивший не одну профессию и оглянувшись назад, не может сказать с уверенностью, что тот выбор был неправильным.
Если карьера состоялась, значит, человек адаптировался, развивал свои компетенции и навыки
В любое время будут востребованными навыки публичных выступлений, умения решать проблемы, развития креативности, коммуникации, эмоциональный интеллект. Все их можно прокачивать на любой работе, и они соответствуют современной концепции пожизненного обучения.
И, кстати, молодежи нужно учиться правильно учиться. Вопрос не в том, должен ли человек знать математику, историю или физику средней школы — это базовые закономерные знания. Но помимо них надо уметь анализировать, оценивать информацию, принимать решения в условиях неопределенности. С этими навыками люди всегда смогут найти себе работу. Даже акцент сегодня надо делать не столько на получение самой профессии, сколько на компетенции, которые необходимы в рамках данной профессии.
— Поскольку дети до 16-17 лет получают образование в школе, есть мнение, что школа тоже должна способствовать раскрытию их способностей и талантов. Как вы считаете, школа справляется с этой функцией?
— Нет. Потому что когда я в столице предлагаю школам бесплатные тренинги по выбору профессий, администрации к моим предложениям, как правило, относятся инертно. Вся школьная профориентация заключается в том, что представители вузов приходят в школы и рекламируют университеты.
Подается этот рекламный ход под соусом профориентации, хотя это далеко не так
Иногда школы по просьбам родителей приглашают спикеров каких-то профессий. Это тоже небольшой шаг в области профориентации. Есть учителя, которым функцию профориентации дали в нагрузку. Но это абсолютно неудовлетворительная работа. Потому что они не знают, как это делать, это не их прямые обязанности. Задача школы, по-моему, выпустить ученика с базовыми знаниями.
— То есть в итоге молодые люди поступают по принципу — лишь бы взяли и лишь бы был диплом? Как часто таких вы встречаете в своей работе?
— Из тех, кто ко мне приходит, очень многие после тренингов задумываются над вопросом профориентации и хотят найти ответ. Программа моего тренинга сложная, успех заключается в ее исполнении.
Но в целом, по моим наблюдениям, вчерашние выпускники школ использует саму возможность поступить на грант и получить высшее образование бесплатно, идут в вуз за компанию с друзьями
либо для них главный показатель — престижность профессии.
Естественно, никто не прогнозирует, как именно он будет смотреться в этой профессии, учитываются только ее плюсы.
Ко мне приходят уже более осознанные ребята с проблемой, что они уже много чего умеют и во многих аспектах есть определенные успехи, но они не могут сделать окончательный выбор.
В Казахстане ежегодно выпускаются больше 100 тысяч юношей и девушек. Уверен, что большинство из них вообще не представляют, чем будут заниматься,
какую выбрать профессию, какая там зарплата, что надо делать и так далее. То есть они оторваны от реальной жизни.
— Если драгоценное время на осознанный выбор профессии упущено, а поступать уже в этом году, что в первую очередь нужно делать, чтобы минимизировать риск выбора негативной профессии и неправильного выбора?
— Про драгоценное время немного дополню. Мой старший сын, ему скоро 20 лет, пошел на подготовительные курсы к школе в шесть лет. Там учитель заметила его способности в математике. Мы взяли это на заметку и устроили в хорошую школу с математическим и IT-профилем. Он успешно учился и стал призером олимпиад. Все, мы дали ему старт и возможности, дальше он развивался сам. Он выбрал своей сферой деятельности программирование и сейчас учится на программиста. Ему это нравится, с конца первого курса он работает по профессии и зарабатывает выше среднего показателя по Казахстану.
Если родители применили такой подход к развитию ребенка, он еще в школе начнет пробовать себя в разных сферах.
Но чтобы это случилось, надо исключить слишком длительное пользование детей гаджетами, особенно в развлекательных целях
Кроме того, что ребенок не развивается, гаджет его отупляет, делает агрессивным и беспокойным. Про цифровую зависимость вообще можно поговорить отдельно.
Если же ребенок уже доучился до 11 класса и не выбрал, кем хочет стать, это сложно. За один тренинг я им помочь уже не смогу.
В таких случаях я рекомендую год переждать и позаниматься в направлении раскрытия способностей. Для парней это бывает проблематичным из-за армии, но в целом хорошая тактика
Временем как инвестицией лучше распоряжаться правильно, чтобы потом не было болезненного опыта.
Была у меня даже такая студентка, которая по настоянию родителей поступила на бухучет, хотя все тесты говорили о ее творческих способностях. В результате учебу ей пришлось оставить. И это хорошо, что она потеряла только год, а не четыре-пять лет, получив бесполезный для нее диплом.
Вообще, у меня уже давно появилась идея, но я пока в процессе созревания — хочу открыть школу родительства, чтобы давать им инструменты, с помощью которых можно определять стратегию для своей семьи. Потому что с родителями дети как минимум вместе лет 20, и в каждой семье необходимо знание азов стратегического менеджмента. Уверен, многим станет значительно проще.