В одной из глав своей книги «Қарашаңырақ» Ермек Турсунов раскрывает нюансы похоронных обрядов Великой степи.
Давным-давно в степи считалось, что хороший человек легко покидает этот мир. Он не мучается. А самые хорошие, так те вообще уходят во сне и не изводят близких. Плохие же люди, наоборот, долго коптят перед смертью. Почему? А просто земля их не хочет принимать. Поэтому легкую смерть надо еще заслужить. Так думали.
Еще считалось, что повезло, если человек прилично пожил и уходил из жизни у себя дома. В своей постели, в кругу близких и родных. Следовательно, он успевал многое переосмыслить, перелистать заново свой путь и оставить после себя өсиет, то есть завет. Пожелание тем, кто остается: детям, внукам, домочадцам. Его успевали навестить друзья и знакомые. Повидаться напоследок.
Когда женщине разрешено ходить «налево» — вся правда о национальных традициях
Обычно, если человек был уже на самом краю и об этом становилось известно, к нему шли проведать – көңіл сұрау (испросить настроение в буквальном смысле). Но фактически это означало попрощаться. В таких случаях нельзя было лить слезы, горевать, сожалеть. Наоборот, нужно было постараться поддержать человека, вселить бодрость духа, обрадовать какой-нибудь хорошей вестью. Иначе ему трудно будет покидать этот взбалмошный мир.
По традиции нельзя было, чтобы человек умирал в одиночестве. Родных, кто допускал такое, осуждали.
Как я уже говорил, к смерти готовились заранее. Старушки, к примеру, носили с собой длинный кусок ткани белого цвета – что-то вроде савана. Они носили его на голове поверх платка. Выглядело как головной убор. Этот последний атрибут одежды назывался ақырет. В него заворачивали покойника.
Если же человек покидал мир не у себя дома, да еще и нежданно-негаданно, в результате несчастного случая, например, или еще какой беды, то родным необходимо было как-то сообщить об этом.
Естественно, никому особо не хотелось ехать с плохой вестью в дом покойного. Однако в любом случае делать это надо было, и выбирали форму траурного сообщения – естірту по-казахски.
Как казахи язык животных учили — вся правда о национальных традициях
Если воин пал в бою, оставшиеся в живых неслись галопом к юрте погибшего и начинали с громкими причитаниями колоть ее копьями, стегать плетьми. По сути, такое действие считалось святотатством: нельзя скакать в сторону дома, тем более нельзя поднимать на него руку. Но в понимании кочевников смерть вносит хаос в мерное течение жизни. Она переворачивает все с ног на голову. То есть нарушает привычный баланс.
Теперь все наоборот. Твой близкий человек, который всю жизнь был с тобой рядом, стал вдруг чужим и непонятным. Теперь он может даже нанести вред. Поэтому покойнику закрывали глаза, чтобы он не глянул на кого-то из близких и не унес его с собой. И подвязывали рот, чтобы он «не проглотил» кого-то.
А еще в некоторых домах вешали одежду покойного, вывернув ее наизнанку. А еще выворачивали малахай и переворачивали обувь подошвой вверх, надевали на луку седла шапку задом наперед. Последнюю одежду (ақырет) надевали на покойника швами наружу. Жены и дочери садились лицом к стене и спиной к очагу – плакали.
И это тоже было нарушением табу: нельзя к очагу поворачиваться спиной – это святотатство. Конь погибшего теперь тоже становился «сиротой». «Тұл қалды» – говорили. Ему отрезали хвост и стригли гриву с челкой. И отпускали. Он мог теперь свободно пастись целый год (потом его зарежут на годовщину), и его никто не трогал, даже воры. Потому что они видели – конь потерял хозяина, и если его похитить, это повлечет за собой смерть кого-то из близких.
Что нужно знать гостю казаха, чтобы не опозориться — вся правда о национальных традициях
Если же воины не могли приехать сами, то отправляли гонца. Он мог подъехать к аулу и сообщить о трагедии кому-нибудь из местных. И тот уже ставил в известность всех остальных.
Или же гонец брал всю ответственность на себя: тогда он сходил с коня за пару километров от аула и шел пешком к «черному дому» с плачем.
Бытовала поговорка «Өлім байдың малын шашады, кедейдің артын ашады» – «Богатого смерть разоряет, а бедному оголяет зад». И это тоже горькая правда. Смерть расточительна. Она не только горе в дом приносит, но и сильно бьет по карману.
Поэтому все, кто был рядом, старались помочь чем могли. Везли скот – аза. Везли кумыс в огромных кожаных бурдюках – мес. Траур по ушедшему сохранялся ровно год. За это время все девять душ человека постепенно покидали родные места…