Президент института экономической политики Каирбек Арыстанбеков в очередном выпуске программы «Желмая» предложил решение проблем национальной валюты, пишет Baq.kz.
Эксперт назвал проблему, которую считает одной из основных.
«В платежном балансе Казахстана чуть ли не с первых лет независимости появились четыре валютные дыры (отрицательный торговый баланс с четырьмя основными странами-импортерами), и мы никак не можем их «заштопать».
Причина, что правительство и Национальный банк не могут исправить эту ситуацию, скорее всего в том, что здесь нужна не сила административного ресурса, а знания.
У нас почти нет менеджеров, способных сочетать тактическое и стратегическое мышление. И нет команды, которая могла бы делать то, что они говорят», — отметил экономист.
По его словам, эксперты прогнозируют, что уровень инфляции в России может достигнуть 70%.
«Если прогнозы подтвердятся, то в России дефицит резервных товаров начнет ощущаться примерно через два-три месяца. А учитывая, что на Россию у нас приходится 40% импорта, и принимая во внимание тесную экономическую взаимосвязь, вполне вероятно, что годовая инфляция в Казахстане с 7-8% может дойти до 15-20%», — сказал президент института экономической политики.
Говорить о выборах акимов областей пока рановато — Каражанов
Впрочем, говорит эксперт, есть довольно простые пути избежать обесценивания тенге.
«Как бы ни обесценился российский рубль, есть два условия, при которых курс нашей валюты не изменится. Во-первых, снижение 40% импорта из России хотя бы на 10-15% — тогда курс рубля на нас никак не повлияет. Во — вторых, закрыть две из четырех валютных дыр в платежном балансе, о которых мы говорили ранее», — сказал экономист.
«Если не предпринять этих мер, в ближайшее время может начаться дефицит тех или иных товаров», — добавил он.
«В китайском языке иероглиф «кризис» имеет два значения. Первое — кризис, второе – возможность, дороги», — сказал Каирбек Арыстанбеков.
Он считает, что ожидание кризиса и разработка плана действий по защите от него могут помочь только временно. В стратегическом плане, то есть для длительного периода, это неэффективно.
«Если бы это было в моей компетенции, я бы создал две группы. Первая находится в компетенции правительства. Вторая — национальный регулятор.
В то время как одна группа будет заниматься разработкой комплекса мероприятий по борьбе с негативными процессами здесь и сейчас, вторая должна заниматься вопросами возможностей для страны от геополитического, геоэкономического кризисов. То есть разрабатывать решения, которые принесут пользу именно в долгосрочном плане», — сказал Арыстанбеков.