Если прекратить вещание российских телеканалов в Казахстане, нужно улучшать качество и доступность собственного телевизионного контента. Альтернатива запрету — организация вещания международных каналов, чтобы у людей была возможность услышать иную точку зрения на политические события.
Российские СМИ сейчас в подавляющем большинстве активно пропагандируют позицию Кремля в войне на Украине. Возникает логичный вопрос: может быть Казахстану стоит отказаться от российских телеканалов? Об этом мы решили поговорить с экспертами.
По мнению политолога Казбека Бейсебаева, остановить вещание российских телеканалов технически вполне реально. Но тогда нечего будет показывать, потому что уровень собственного телевидения очень слабый.
— У нас есть министерство информации и общественного развития, а что толку? По этой причине я вообще не смотрю местное телевидение. Качественного контента нет — сериалы и развлекательные шоу тоже слабые
Я не говорю, что на российском телевидении все замечательно, но все познается в сравнении. Важно то, что казахстанцы в целом находятся в русскоязычном пространстве. Даже наши казахскоязычные соотечественники определенную часть информации получают из русскоязычных источников. Подобная ситуация в Кыргызстане и Узбекистане.
— А вот в Азербайджане иначе: их язык очень схож с турецким, и они могут себе позволить получать информацию от турецких телеканалов. Мы так не можем. Английским языком большая часть нашего населения тоже не владеет, чтобы подключать англоязычные каналы, как, к примеру, в Индии, которая когда-то была колонией Великобритании. Там население значительную часть информации получает от англоязычных источников. Поэтому, возвращаясь к нашим казахстанским реалиям, хочу отметить: не надо путать политическую и информационную составляющие, — подчеркивает он.
Историк Асылбек Бисенбаев также считает, что технически закрыть российское вещание в стране можно. Но у Казахстана есть масса межгосударственных договоров, в том числе заключенных при образовании СНГ, согласно которым в странах, в него входящих, единое информационное пространство:
— По этим договорам у нас есть обязательства. Чтобы правильно решить этот вопрос юридически, эти договоры мы должны денонсировать. Или хотя бы начать процедуру выхода из тех, которые подписали с Россией. Но надо понимать, что это будет недружественный шаг.
Вместо запретов можно внедрить другие зарубежные каналы. Есть русскоязычная служба BBC, мультимедиа «Голос Америки», телеканал «Настоящее время». С ними можно подписать договоры о вещании на нашем телевидении
Хотя некоторые могут их и в интернете посмотреть, — отмечает историк.
Бисенбаев, как и предыдущий эксперт, видит проблему в низком качестве контента казахстанских каналов.
— Мы можем запретить российские программы, но тогда останемся ни с чем. Потому что официальные государственные каналы и другие отечественные СМИ находятся в таком «загоне», что просто неконкурентоспособны.
Присутствует давление на СМИ, а госканалы обслуживают правительство, но не народ. Наша госполитика основана на том, чтобы контролировать каналы, в то время как ее основная задача создавать свободную конкурентную среду. Чтобы телеканалы оперативно точно и качественно доносили информацию до людей, а не занимались восхвалением президента или правительства.
Что касается развлекательного контента, он тоже слабый, потому что идет расхищение средств. Еще коррупция проявляется в том, что государство дает деньги лишь избранным. Насколько я помню, у нас ни один художественный фильм не окупился, потому что снимают одни и те же люди. Он «завалил» один фильм, ему дают еще денег на следующий, и так по кругу. Есть те, кто может качественно снимать и даже завоевывать награды на фестивалях, но они не получают господдержки, — рассказывает он.
По наблюдениям историка, качество вещания казахстанских каналов оставляет желать лучшего. Хотя доступность к телевизионной информации должна быть как у горожанина, так и у сельского жителя, живущего где-нибудь в глубинке.
— Если верить отчетам, у нас все население охвачено местными каналами. Но в реальности в большинстве аулов просто нет нашего национального телевидения. В итоге люди ставят спутниковые тарелки, а там им показывают что угодно, только не жизнь в Казахстане. Я сам, живя за городом, с большим трудом смотрю национальные каналы, качество очень низкое. Что уж говорить об интернете, если даже с телевидением такая ситуация.
Когда по всей стране в школах было введено дистанционное обучение, в Сети «гуляло» фото, как мальчик, сидя на копне сена, пытается подключиться к интернету. В такой ситуации человек даже если и хочет смотреть альтернативные источники информации, не всегда может это сделать.
— Я не хочу хвалить советское время, но тогда правительство понимало важность доставки информации до каждого гражданина. Когда я утром шел к почтовому ящику, успевал все прочитать перед работой, за завтраком. Сегодня нет сети доставки газет и журналов до потребителя, нет киосков. А многие почтальоны Казпочты получают треть ставки, это порядка 20 тысяч тенге, и за эти деньги должны обойти весь участок с толстой сумкой на ремне.
Но сейчас даже вчерашняя газета уже никому не нужна — информация быстро устаревает. А между тем привычка к печатным СМИ сохраняется у довольно большого круга населения. Даже за границей самые крутые газетные издательства закрыли печатную версию, оставив только электронный формат, но потом снова открыли по просьбам потребителей.
Я это все веду к тому, что у нас нормально не отлажены сети доставки — ни ТВ-вещания, ни интернета, ни газет. Люди не могут получить даже ту имеющуюся информацию, которую производят в Казахстане. И сегодня я озабочен тем, как в этой ситуации о новом послании президента Токаева узнает половина населения страны? — задается вопросом Бисенбаев.