В 2021 году наиболее востребованной оказалась продукция зарубежного машиностроения и легкой промышленности.
Объем импорта по итогам 2021 года составил 41 млрд 173,8 млн долларов, что на 5,8% больше, чем в 2020. Это максимум за последние семь лет. Только в декабре 2021 в страну завезли товаров на 4,2 млрд, и это максимальный месячный показатель с начала 2017 года.
С точки зрения товарной номенклатуры импорт достаточно разнообразен. На долю 10 главных (по сумме) ввозимых товаров в 2021 году пришлось лишь 21,3% от общего объема.
В Топ-10 импортируемых товаров широко представлена продукция машиностроения: вычислительная техника, телефоны и оборудование для коммутации, а также легковые автомобили в сборе и их комплектующие. Среди наиболее востребованных товаров продукция черной металлургии: плоский прокат, железные и стальные прутки, а также трубы (включая чугунные).
Востребованными являются и зарубежные медикаменты, одежда, а также гигиенические и косметические средства. В большинстве случаев импорт этих товаров по сравнению с 2020 вырос.
В разрезе стран чаще всего ключевыми поставщиками товаров являются либо Россия, либо Китай
Ниже представлены 10 товаров, на закуп которых в 2021 году ушло больше всего средств.
Импорт этой категории товаров достиг максимума с 2014, увеличившись за год на 21,9%. Причем показатель растет последние четыре года из пяти. Физический же объем поставок увеличился на 17,6%. Крупных поставщиков несколько. Больше всех нам продают Россия ($174 млн) и Китай ($47,6 млн). Из стран дальнего зарубежья выделяются Франция ($44,7 млн), Египет ($29,4 млн) и Ирландия ($26,1 млн).
Что изменилось за год?
Всего поставщиками продукции являются 73 страны мира, из которых 54 нарастили импорт. Сильнее всего Россия (+$21,2 млн), Китай (+$19,3 млн) и Франция (+$12,9 млн). Значительное снижение поставок произошло только из Польши (-$5,2 млн).
Общий вес закупленного за рубежом плоского проката по итогам 2021 года составил 522 тыс. тонн, что является минимальным значением за пять лет (-8,2%). Но заплатить за него пришлось $492,1 млн (+42%), что в свою очередь является многолетним максимумом. Практически весь импорт обеспечивают Россия ($369,4 млн) и Китай ($85,8 млн). Остальное распределено по 31 стране, из которых выделяется Узбекистан ($20,6 млн).
Что изменилось за год?
Узбекистан в 2020 году прокат в Казахстан не продавал, так что стал новым (в этом временном срезе) игроком на рынке. Физический импорт из России упал на 18%, но заплатить за него пришлось на $107,5 млн больше, чем годом ранее. В случае с Китаем импорт вырос и в денежном (+22,5% или $15,7 млн), и в натуральном (+10,9% до 85,8 тыс. тонн) выражении.
Импорт труб из черных металлов снижается второй год подряд. В 2021 общая стоимость импорта составила $503,9 млн, а вес ввезенной продукции – 420,8 тыс. тонн. Это наименьшие показатели с 2014 года. Около 80% всех импортируемых труб в 2021 пришлось на Россию ($400,3 млн). Около половины от оставшегося объема – на Китай ($43,2 млн). Всего в качестве продавцов фигурирует 51 страна мира.
Что изменилось за год?
Импорт из Японии по итогам года упал в пять раз (с $100 до $19,3 млн); из Италии – в шесть раз (с $67,5 до $11,1 млн). Более чем вдвое сократился объем сделок с Китаем (с $97,9 до $43,2 млн). Частично эти снижения были компенсированы ростом закупок в России (+$48 до $400,3 млн).
Импорт прутков по итогам 2021 оказался на максимуме за последние восемь лет. Объем импорта в стоимостном выражении составил $551,1 млн (рост в 2,1 раза), в натуральном – 763,3 тыс. тонн (+37,9%). Россия обеспечила 91,4% всего импорта по итогам 2021 года ($503,8 млн). Практически весь оставшийся объем распределили между собой Узбекистан, Кыргызстан (по $16,2 млн) и Китай ($10,4 млн).
Что изменилось за год?
Кыргызстан – фактически новая страна-импортер, так как в 2020 году показатель составлял менее $0,5 млн. Импорт из Узбекистана вырос в 2,7 раз (+$10,2 млн), Китая и России – в два раза (+$5,3 и $254,8 млн соответственно).
Импорт автокомпонентов (как и самих легковых автомобилей) растет пять лет подряд, достигнув в 2021 $556 млн (+30,1%). Общий вес ввезенных товаров — 141,6 тыс. тонн (+39,1%). В обоих случаях объемы импорта оказались на максимуме по крайней мере с 2014 года.
Более 80% всего импорта обеспечили три страны: Россия ($261,8 млн), Корея ($97 млн) и Китай ($89,1 млн). Всего же автокомпоненты и запчасти в Казахстан в 2021 продавали 76 стран.
Что изменилось за год?
Покупки в России выросли на 28,1% (+$57,4 млн); Корее – на 68,4% (+$39,4 млн); Китае – на 29% (+$20 млн). Также стоит отметить почти двукратный прирост сделок с Беларусью (с $15,6 до $28,8 млн) и практически полное прекращение импорта из Чехии (с $17,8 до $0,6 млн).
Импорт одежды достиг семилетнего максимума, составив в 2021 году $861,5 млн (+36,7%). Физический объем закупленной Казахстаном продукции составил 108 тыс. тонн (+42%), что также является пиковым значением с 2014. Одежду в Казахстан продают Лесото, Боливия, Намибия, острова Теркс и Кайкос и еще 92 страны мира. Больше всех – Китай ($373,9 млн).
Что изменилось за год?
Значительный рост импорта из Китая (+$179,4 млн, или 92,2%), что обеспечило большую часть общего прироста. Также выросла торговля с Турцией (+$49 до $114,3 млн), тогда как импорт из России сократился на 15% (-$27,7 млн — до $156,6 млн).
Общая стоимость ввезенных в республику телефонов и оборудования для коммуникаций в 2021 году составила $1,1 млрд — на 13,5% меньше, чем годом ранее. При этом физический объем поставок (измеряется в тоннах) вырос на 6,3% — до 4 тысяч. Более 83% всего импорта обеспечивают две страны – Китай (702,7 млн) и Вьетнам (226 млн). Оставшийся объем распределен между 56 странами мира.
Что изменилось за год?
Снижение объема сделок с Китаем (-$125,5 млн, или 15,2%) и Вьетнамом (-$8,1 млн, или 3,4%). Также упал импорт из России (-$10,4 млн, или 18,3%) и Индии (-$11,3 млн, или 21,7%). Более-менее значительный рост показателей отмечается только в отношении Польши (+$7,5 млн — до $10,2 млн).
Общий вес ввезенных в республику лекарств снизился за год на 28,2% — до 21,7 тыс. тонн. Это стало минимальным значением с 2016 года. В стоимостном выражении снижение составило 8,7% (до $1,1 млрд). Медикаменты в Казахстан продают 65 стран мира, причем импорт из 26 из них превышает $10 млн, что делает поставки медикаментов достаточно диверсифицированными. Главное направление – Германия ($197,5 млн — 17,7% от общего объема).
Что изменилось за год?
Рост импорта из Испании (+$21 млн — до $51,4 млн) на фоне резкого снижения сделок с Францией (-$59,4 млн — до $67 млн) и Индией (-$51,2 млн — до $86,3 млн). Относительно 2020 года появилось 12 новых продавцов, однако их объемы невелики ($6,7 млн, из которых $5,2 млн приходится на Бразилию).
Количество ввозимых в республику легковых автомобилей растет четыре года подряд, превысив в 2021 78,6 тыс. единиц (+58,6% за год). Это максимальное значение с 2014 года. Стоимость импорта выросла на 71,9% — до $1,3 млрд, что также является максимумом за семь лет. Более 90% импорта обеспечивают Россия ($563,6 млн), Узбекистан ($271,1 млн), Япония ($256 млн) и США ($127 млн).
Что изменилось за год?
Импорт из России вырос за год на $214,4 млн (+61,4%); Японии – на $124 млн (+93,9%); Узбекистана – на $105,4 млн (+63,6%); США – на $67,7 млн (в 2,1 раз).
В 2021 резко вырос импорт вычислительных машин. Стоимость завезенного оборудования выросла по сравнению с 2020 в 2,5 раза — до $1 млрд 754,2 млн. При этом физический объем поставок снизился почти на четверть — до 3,4 млн штук. Практически безальтернативным поставщиком является Китай (более $1,5 млрд), на долю которого пришлось 87% импорта. Оставшиеся объемы распределены между 57 странами мира.
Что изменилось за год?
Стоимость товаров из Китая выросла в 3,2 раза (+$1 млрд), то есть Пекин обеспечил практически весь прирост импорта. Заметно снизились объемы закупок в Малайзии (с $22,4 до $3,8 млн), а импорт из Нидерландов практически прекращен (с $28 до $0,4 млн). В 2020 эти страны входили в топ-4 основных поставщиков.