Пока они не приносят ни солидных инвестиций, ни прорывных проектов.
Специальные экономические зоны (СЭЗ) не оправдывают возлагаемых на них надежд, считает группа депутатов сената. В запросе на имя премьер-министра Алихана Смаилова они изложили ряд претензий к СЭЗ. Среди них — низкая доля экспорта, практически отсутствие высокотехнологичного производства, малая доля привлекаемых инвестиций и так далее.
Депутаты напомнили, для чего вообще создавались специальные экономические зоны. Это привлечение новых инвестиций и новых технологий, что должно поспособствовать сбалансированному развитию. Даже специальный закон приняли, чтобы облегчить выполнение поставленных задач. Но, по мнению сенаторов, пока это не выполнено.
Риски свободных экономических зон: Казахстан уже страдает от непродуманной политики
— Вместе с тем, несмотря на принятие государством отдельного закона, создание специальных налоговых льгот и в целом благоприятных условий, эффективность СЭЗ пока остается на низком уровне, — говорится в запросе.
В доказательство своих слов подписанты сослались на официальные данные Счетного комитета по итогам проведенного государственного аудита деятельности СЭЗ. Документ гласит, что общий объем фактически привлеченных инвестиций в СЭЗ с 2001 по 2021 годы составил более 4,2 трлн тенге.
При этом в промышленность направлены только 1,2 трлн, то есть меньше трети
И даже из этих денег больше половины — инвестиции от субъектов квазигоссектора.
В целом один бюджетный тенге, вложенный в инфраструктуру СЭЗ, привлек 3,1 тенге инвестиций в промышленность. Из них только 1 тенге приходится на частные инвестиции и 0,37 — на иностранные.
— Как итог, низкая доля иностранных инвестиций на фоне внушительных бюджетных вливаний напрямую влияет на внедрение новых технологий и развитие производства экспортных товаров, — отметили сенаторы.
Также депутаты недовольны тем, что доля экспорта СЭЗ слишком мала.
В общем объеме выпускаемой на их территории продукции эта доля в среднем не превышает 3,5%
При этом в структуре экспорта за 2017-2020 годы преобладает доля продукции низшего передела (60%) и еще 20% приходится на сборочное производство квазигосударственных предприятий.
— Все это показатель того, что сегодня у большей части СЭЗ нет четкой нацеленности на развитие высокотехнологического производства с высокой добавленной стоимостью и повышение локализации, — говорится в запросе.
Также депутаты обратили внимание на наличие необходимой инфраструктуры у СЭЗ. По их данным,
необходимыми коммуникациями полностью обеспечены только три СЭЗ из 13
Около 60% общей территории СЭЗ пустует. В результате ни новых инвестиций, ни потенциальных прорывных проектов.
Далее подписанты упомянули бюрократические барьеры при получении различных разрешительных документов, равно как земельных участков или льгот.
— Стоит отметить, что деятельность СЭЗ стала предметом особого внимания главы государства, который в ходе расширенного заседания правительства 8 февраля отметил, что
за последние три года объем произведенных на СЭЗ товаров не превышает 1,5% от ВВП, а доля их экспорта и вовсе составляет 0,1% от общестранового
Кроме того, на заседании мажилиса парламента 11 января Касым-Жомарт Кемелевич поставил задачу по разработке новой Концепции инвестиционной политики, — напомнили он.
Правительство такой проект разработало, но сенаторы утверждают, что там «отсутствует четкое и сбалансированное видение о дальнейшей роли СЭЗ в работе по привлечению инвестиций».
Сенаторы предложили длинный список мер. Среди них: