Обратная сторона свободных экономических зон несет серьезные угрозы не только экономике, но и государству. Нелегальный бизнес рано или поздно порождает теневую власть.
Об этом говорили 30 октября на саммите в Абу-Даби, посвященном международной нелегальной торговле — Global Illecit Trade Summit. В центре дебатов были так называемые свободные экономические зоны (СЭЗ) — территории, где действует особый налоговый и таможенный режимы. Пошлины отсутствуют или сведены к минимуму, что делает их очень привлекательными для бизнесменов, инвесторов, покупателей и даже туристов.
Но все эти выгоды имеют и обратную сторону — СЭЗ способствуют росту теневой экономики. Там нет открытой информации об участниках, объемах торгов и завезенных товарах… что, как выяснилось из выступлений экспертов саммита, делает СЭЗ опасными.
Однако при этом число СЭЗ и товарооборот в них растет:
— На 2013 год совокупный денежный оборот действующих СЭЗ по всему миру составил около 406 млн долларов США, — отметил Майкл Моранц, аналитик Организации экономического сотрудничества, специализирующийся на незаконной торговле.
— Общество должно знать о вреде нелегальной торговли, — говорит Джордж Роблинг, глава отдела Customs and tobacco anti-fraud policy, OLAF. — Она разрушительна и сводит на нет все плюсы торговли как таковой. Она напрямую связана с криминалом, наркотиками, рабством.
— 500 000 рабочих мест в мире было потеряно из-за незаконной торговли, — приводит свои доводы Раед Сафади, главный экономический советник правительства Дубаи.
СЭЗ, к сожалению, стимулируют нелегальную торговлю. Появление новой СЭЗ в стране влечет увеличение нелегального оборота товаров на 5-9%. Но этим негативный эффект не исчерпывается.
Чем опасна теневая торговля и теневая экономика в целом?
Теневая экономика создает теневую власть. Которая разрушает государство
Об этом предупреждает Аннете Идлер, директор центра исследований войны Оксфордского университета.
— За нелегальными торговыми сетями стоят большие люди со счетами в Лондоне. Это глобальный уровень — незаконная торговля финансирует терроризм. В странах со слабым правительством эти люди и группы становятся правительством и законом. Естественно, все они настроены против государства. «Талибан» в Афганистане, ИГИЛ в Сирии, картели в Мексике. Население готово признавать эту нелегальную власть и все чаще обращается к подобным группировкам за защитой прав. Люди благодарны этой теневой власти за работу и деньги. В Колумбии наркокартели строят дороги, в Сомали тоже доверяют группировкам, ведь они создают работу. В таких регионах идет деградация государства.
Благодаря СЭЗ прячутся и проскальзывают через границы тысячи товаров. И самый популярный из них — сигареты. Нелегальные табачные изделия имеют наибольшую долю в теневом товарообороте и являются второй после наркотиков статьей доходности контрабандистов. Алкоголь, программное обеспечение, дизайнерская одежда, косметика и лекарства — все это уступает сигаретам.
Ежегодно в мире выкуривается более 500 млрд нелегальных сигарет, что составляет 10% общего потребления (без учета Китая). В результате государства теряют около $40 млрд в виде неуплаченных налогов. В 2016 году «серый» табачный рынок в Евросоюзе вырос до 15%. Это стоило властям 10 млрд евро.
Прибыльность нелегальной сигаретной торговли колоссальная, она и делает этот бизнес таким привлекательным.
— В одном контейнере помещается 10 млн сигарет, — говорят эксперты форума. — Предположим, вы завезли 10 таких контейнеров, 9 у вас конфисковали. Но это не страшно, ведь продажа даже оставшегося одного контейнера покроет все потери и принесет прибыль.
Дэвид Луна, исполнительный директор Luna Global Network, прогнозирует:
за 5 лет теневой рынок увеличился в 2 раза. При такой-то доходности это более чем логично
Но здесь же и подсказка, как бороться с «тенью». Только таможенных барьеров и охоты на нарушителей недостаточно. Нужно снижать доходность этого бизнеса. Например, при одновременном повышении легальных рисков для контрабандистов эксперты рекомендуют очень аккуратно регулировать налоги так, чтобы не выталкивать бизнесменов в «тень».
Табачный рынок очень чутко реагирует на ограничительные меры, и при определенных ошибках часть его уходит в «тень».
Благие намерения сократить число курильщиков и заставить их платить больше налогов при неграмотном воплощении наносят ощутимый вред всем и при этом не ведут к достижению намеченных целей. Но зато резкий рост цен на сигареты облегчает жизнь контрабандистам и производителям подделок.
Давить на табачный рынок принято несколькими методами, это
Последняя мера сейчас активно продвигается антитабачными активистами Казахстана. Наш законодатель пока только ее рассматривает. Однако уже можно изучить чужой опыт.
В Австралии, Великобритании и Франции введение обезличенной упаковки не повлияло на объемы потребления сигарет, зато дало преимущества теневому рынку. Ведь обезличенная пачка — крайне удобный шаблон для изготовления контрафакта. Его проще продавать из-под прилавка, чем с открытой витрины. В условиях запрета на открытую выкладку покупателю сложно понять, покупает ли он легально произведенные сигареты или это контрафактный товар.
В России открытая выкладка сигарет в местах продаж запрещена с 2014 года. По данным международной исследовательской группы Kantar TNS, с 2014 по 2016 год в тени находилось около 1% российского табачного рынка, в 2017 — уже 4,6%, а
к первому кварталу 2018 года доля неучтенной продукции поднялась до 7,7%
Вот так часть денежного потока начинает уходить в «тень».
Поставщики подделок и контрабанды захватили от 5 до 8% продаж в южных областях Казахстана. Это примерно 1,1–1,8 млрд штук сигарет в год. Пачка нелегальных сигарет стоит от 230 тенге на рынках страны при официальной минимально рекомендуемой цене 360 тенге. При таких объемах нелегальной продукции мимо бюджета в 2017 году прошли 12 млрд тенге. Но страдает не только бюджет, но и здоровье потребителей.
В поддельных сигаретах обнаружены экскременты крыс, мусор, металлические опилки,
высокое содержание свинца и кадмия.
Доля подделок на «сером» рынке Казахстана минимальна — около 1%. Гораздо больше доля контрабанды, так называемые Cheap whites. Это сигареты, произведенные на заводе, но попавшие в страну незаконным путем. Чаще всего через те самые зоны свободной торговли. Нелегальный продукт в Казахстан поступает в основном из Объединенных Арабских Эмиратов (свободная экономическая зона «Джебель Али») и Европы (Сербия, Болгария).
С начала 2018 года в Казахстане задержано около 481 млн нелегальных сигарет. Самые яркие эпизоды контрабанды — 9 контейнеров табака на 150,5 млн тенге пытались завезти через порт Актау (тоже свободная экономическая зона) под видом «сухих строительных материалов». На складах в промзоне того же Актау изъяли 172 млн сигарет без акцизных марок. И еще 14,1 млн сигарет на 4,8 млрд тенге — в соседнем Уральске и на трассе «Уральск-Саратов».
Означает ли это, что СЭЗ нужно закрывать? Нет.
— Идея заключается не в том, чтобы полностью избавиться от СЭЗ, а в том, чтобы добавить прозрачность в работу со странами, — говорит Джордж Роблинг. — СЭЗ в целом ведут к росту трудоустройства и притоку прямых иностранных инвестиций, что способствует процветанию экономики.
То есть СЭЗ — явление в экономике относительно новое, требующее более тщательной законодательной регулировки и введения режима прозрачности.
– Правительство должно принимать более активное участие в решении этих проблем и брать на себя обязательства по контролю за СЭЗ, — говорит Майкл Моранц. — Нужно открывать доступ к данным об участниках СЭЗ, вводить режим по их авторизации. Правительство должно знать, что там зачастую отмываются деньги, важно не позволять нелегальным финансам возвращаться в экономику.
Появление на теневом рынке Казахстана новых поставщиков нелегальных сигарет из ОАЭ требует активизации сотрудничества между правоохранительными органами ЕАЭС и ОАЭ, включая обмен информацией и отслеживание грузов.
— Юридический контроль контрабанды уже не может концентрироваться только на границах, проблему решит только межгосударственное сотрудничество, — говорит Джордж Роблинг. Более того, крупные частные компании начинают играть все большую роль в борьбе с контрабандой. Частные компании прибегают к практике найма бывших сотрудников таможни, так они из первых рук узнают обо всех дырах в системе и о внутренней структуре контрабанды.
Дэвид Луна подчеркивает, что для государства такой вид партнерства в борьбе с контрабандой, идущей через СЭЗ, очень важен, поскольку решает целый комплекс проблем.
— Торговлю людьми, наркотиками, контрафактными сигаретами объединяет одно — используются одни и те же «дыры» в таможенных структурах и одни и те же каналы поставки, — отмечает он.
Сигареты в этом сотрудничестве могут сыграть особую роль. И поскольку они являются самым доходным видом контрабанды, есть смысл уделить этой борьбе особое внимание. Тем более, что здесь есть крупные частные игроки, заинтересованные в помощи государству. А борьба с контрафактными сигаретами обязательно окажет влияние и на другие сегменты нелегальной торговли.
Устранить приток нелегальных сигарет на территорию Казахстана и партнеров по ЕАЭС стран можно
Кроме того, производители возлагают надежды на обязательную цифровую маркировку сигаретных пачек, благодаря которой можно выяснять происхождение и зафиксировать факт нелегальной торговли на заводе, у дистрибьютора и в торговой точке. В Казахстане этот проект запущен государством в пилотном режиме с 1 октября 2018 года.