Потребители финансовых услуг нон-стоп получают консультации и помощь профильного департамента Агентства по регулированию финрынка по всем вопросам, связанным с кредитованием.
Департамент по защите прав потребителей финуслуг как оперативно реагирует на жалобы и обращения, так и превентивно выявляет на рынке практики, которые могут навредить интересам потребителей финансовых услуг, работая над их устранением.
За 2021 год Агентством рассмотрено более 21 тыс. заявлений физических и юридических лиц касательно деятельности финансовых, микрофинансовых организаций и коллекторских агентств.
70% жалоб пришлось на банковский сектор. Даже если документальная проверка по жалобе потребителя не обнаружила никаких неправомерных действий со стороны организаций, то сотрудники департамента в любом случае стараются помочь заемщику. То есть идет поиск «компромиссного» решения, устраивающего обе стороны.
Департамент по защите прав потребителей финансовых услуг выступает в роли медиатора. И даже принимает участие в судах. Представители Агентства уже приняли участие в более чем 1 300 судебных заседаниях, в которых были полностью защищены права граждан.
А если нарушения в действиях финорганизаций есть, регулятор применяет меры надзорного реагирования. Они могут быть рекомендательными или в виде письменных предписаний. Также есть инструмент административного воздействия на нарушителей.
В 2021 году в отношении банков, страховых организаций, коллекторских агентств и организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, помимо письменных предписаний и предупреждений, применено 154 административных взыскания на сумму свыше 62 млн тенге.
Более половины подобных нарушений пришлось на коллекторские агентства – 91 административное взыскание на сумму более 42 млн тенге.
Подробнее о том, как департамент защищает права заемщиков, в нашей программе рассказал его руководитель Александр Терентьев.