В криптобизнесе Казахстана присутствует элемент коррупции, иначе государство не доводило бы ситуацию до энергосбоев.
Казахстан стал одним из мировых лидеров по майнингу криптовалют. В августе 2021 года он вышел на второе место в мире по этому показателю после США. Его доля в мировом объеме добычи криптовалют составила 18,1%. Даже 144-миллионная Россия на третьем месте. Одна из крупнейших криптоферм Казахстана расположилась на окраине города Экибастуза, недалеко от угольного бассейна. Стоимость оборудования в ней составляет 300 млн долларов.
Между тем майнинговые фермы в Казахстане потребляют больше энергии, чем половина Алматы. И
недавнее крупное отключение электроэнергии сразу в трех странах — Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане многие эксперты связывают именно с действиями майнеров,
так как их действия приводят к перегрузу электросетей. Чтобы избежать дефицита электроэнергии, власти страны намерены построить АЭС в районе Балхаша.
По словам ученого Марата Кошумбаева, майнинг криптовалюты является сегодня отличной возможностью для богатых людей Казахстана приумножить свои капиталы. Некоторые из них сотрудничают с иностранными майнерами, в частности из соседнего Китая, где деятельность, связанная с созданием криптовалюты, оказалась под запретом.
— Без поддержки влиятельных лиц внутри Казахстана иностранные игроки не смогли бы здесь развернуться и нормально влиться в нашу коррумпированную систему
Этот бизнес не требует того, чтобы пахать землю, строить производства. Установил устройства — и деньги потекли рекой. Не могут майнинговые фермы предоставить и много рабочих мест.
Работают там, как правило, несколько IT-специалистов и рабочие, которые следят за программным обеспечением и серверами, — рассказывает Кошумбаев.
Он также убежден, что перебои с подачей электроэнергии на территории Казахстана напрямую связаны именно с майнерами. Но никто им особо подачу электроэнергии не ограничивает, так как неофициально они платят за нее дороже.
— Они покупают ее в два-три раза дороже. Возможности для этого есть — прибыль все окупает. А иначе разве бы им позволили потреблять столько энергии в условиях, когда ее не хватает и когда без электроснабжения остаются больницы и детские сады?!
А электроэнергии мало, потому что все наши ГЭС и ТЭЦ давно устарели. Новых за 30 лет независимости не построили. В итоге майнеры оказались той каплей, которая «переполнила чашу терпения» — и «лопнула» наша энергетика. Но никто не хочет придавать этому значения — коррупционерам это не нужно, — считает ученый.
Кроме того, по словам Кошумбаева, учитывая, что майнинговые фермы существуют сегодня за счет сжигания угля, в будущем все это чревато введением в Казахстане углеродного налога. А это ударит по сырьевым компаниям и приведет к удорожанию сырья или закрытию некоторых производств.
Ведь в рамках «Парижского соглашения» Казахстан намеревался сокращать выбросы парниковых газов во всей экономике. А наличие и появление новых майнинговых ферм в стране не способствует декарбонизации.
По мнению экономиста Рустема Жансеитова, существование крупных майнинговых ферм в Казахстане обязательно связано с иностранными игроками, в частности с китайскими. Самостоятельно казахстанцы вряд ли смогли бы основать такие крупные производства.
— Кто-то их привел в этот бизнес — это моя точка зрения.
Существуют международные группировки, которые заинтересованы в развитии этого бизнеса на нашей территории. Они, как саранча, по всему миру рыщут в поисках дешевой электроэнергии. Где находят, там и присасываются
К тому же перевезти куда надо оборудование совершенно не сложно: оно спокойно помещается в контейнеры — приехал и все подключил. При этом
само государство, в котором обосновались майнеры, как правило, не особо от этого зарабатывает
Майнеров не облагают существенными налогами, у них достаточно вольготные условия.
Последние события дали нам понять, что они могут влиять и на энергобаланс страны, хотя никто прямо это не признал. Чтобы доказать их прямое влияние, надо проводить расследование. Пока этим никто не занимался, — отмечает экономист.
По его ожиданиям, в ближайшем будущем казахстанские власти либо запретят майнинг вслед за Китаем, либо… Если поймут, что резервы по электроэнергии в Казахстане еще есть, они обложат майнеров налогом. Но если налоги будут слишком большими, майнеры убегут из Казахстана.
Экономист Асет Наурызбаев считает появление майнинговых ферм в республике преимуществом. И при продуманном подходе государство могло бы от этого только выигрывать.
— У нас в стране за два года выросла высокоинтеллектуальная отрасль с огромным потенциалом. И она могла бы приносить государству в качестве налогов сотни миллионов долларов
— Но у нас, во-первых, KEGOC (компания, выполняющая функции системного оператора и оператора магистральных электрических сетей Казахстана — ред.) не готов к развитию энергосистемы.
Во-вторых, не подготовилось само министерство энергетики. Ведомство должно было давать техусловия для майнеров с учетом ограничений по пиковым нагрузкам. А их в один момент просто на неделю отрубили от электроэнергии, что является непродуманным решением.
А в-третьих, налоговый комитет плохо работает, так как все налоги сейчас идут мимо кассы.
Ведомству нужно немедленно написать инструкцию по обложению предпринимательства налогами в части майнинга криптовалют.
Должен выплачиваться корпоративный подоходный налог в размере 20%, а не один тенге с киловатт-часа, как это происходит сейчас
Откуда вообще взялись такие расценки? Почему один тенге, а не 50? — недоумевает он.
Стоит отметить, что машины для майнинга на криптофермах производят много тепла. Сегодня эксперты высказываются о том, чтобы использовать его в каких-то целях — например, организовать рядом с криптофермами теплицы и выращивать овощи. Наурызбаев считает эту идею хорошей, но нежизнеспособной.
— Всегда есть риски, что майнеры покинут Казахстан, если, например, их не устроит повышение налогов. В таком случае теплицы «сдохнут». Кому нужны такие риски? Другое дело, что майнеры могли бы отдавать получаемую энергию на городскую ТЭЦ — к примеру, в том же Экибастузе. Но претворить это в жизнь должен прежде всего акимат города. Правда, это возможно, только если теплоцентраль расположена поблизости от криптофермы. А если далеко, ничего не сделаешь, — заключает он.
Аварии еще будут: противодействовать энергетическому кризису надо уже сейчас — эксперт