+0.03

Крымские ученые придумали способ предугадывания землетрясения

Ученые Крымской Астрофизической обсерватории (КрАО) в сотрудничестве с ведущими научными центрами России разработали уникальный метод обнаружения надвигающегося землетрясения. Определить близкий подземный толчок позволяют изменения геомагнитных полей, рассказал замдиректора обсерватории по научной работе, доктор физико-математических наук Александр Вольвач.

«Для области радиусом до трех тысяч километров от центра исследований — Кацивели (южный берег Крыма) — разработана методика, позволяющая с помощью измерения особых вариаций электромагнитных полей, которые возникают непосредственно перед землетрясением, обнаруживать возникновение процесса «итоговой подготовки» сейсмических событий», — пояснил специалист.

Предвестниками землетрясения служат локальные изменения геомагнитного поля. Их можно обнаружить за время от суток до 5-6 часов до ожидаемого сейсмического толчка. Результаты подтвердились в отношении более чем 20 землетрясений, произошедших с 2020 года по настоящее время.

Вольвач также рассказал о биофизических исследованиях, которые проводились параллельно. Ученые наблюдали за пчелиными семьями и обнаружили, что изменения геомагнитного поля коррелируют с уровнем шума в улье. Специалисты связывают это с возможностью пчел улавливать крайне слабые возмущения поля за счет особых клеток, содержащих фрагменты с большой концентрацией железа.