Президент ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова поделилась мнением о январских событиях в Казахстане turanpress.kz.
Все началось с ситуации в Мангистауской области, за всю историю в этом регионе чаще всего проходили забастовки трудовых коллективов. Но в этот раз, по мнению эксперта, это был не только трудовой конфликт.
«Все, что происходило дальше, уже не относилось к мирным митингам. По моим представлениям, это был какой-то сценарий, который был подготовлен заранее. Потому что страна очень большая и у каждого региона слишком разные интересы. Вероятность того, что выступления охватят все области, была практически нулевая.
То, что произошло в других областных центрах – захваты и попытки захвата зданий государственных органов, нападения на представителей силовых структур – не выглядело и не было митингами с социально-экономическими требованиями», — считает она.
По ее словам, социально-экономическая ситуация в стране не очень хорошая в том числе и из-за пандемии. Также существует проблема низких доходов.
«Я, как социолог, могу сказать, что на протяжении 2021 года мы фиксировали повышение уровня неудовлетворенности ростом цен и инфляционными процессами, снижение социального самочувствия и оптимизма, но все эти вещи, на мой взгляд, являются фоновыми – то, к чему можно апеллировать, но то, что не является главным в данном случае.
А конкретно в этом случае это было сценарное развертывание, которое было очень хорошо просчитано кем-то. Потому что социально-экономическая протестность развивается по другим законам», — делится мнением Гульмира Илеуова.
Она считает, что у протестов должны были лидеры, которые озвучивают требования и идут на переговоры. В нашем случае все это было только в Мангистау. Но в других регионах, в частности в Алматы, случившееся не имеет никакого отношения к социально-экономической ситуации в стране.
«Даже зная о наличии негативных социально-экономических процессов, я все-таки против использования слов «митингующие» или «протестующие» после 4 января в отношении тех людей, которые организовывали погромы в Алматы. Потому что они совершенно по-другому были ориентированы. Это была форма, попытка захвата власти, только так могу на это смотреть», — говорит эксперт.
По мнению социолога, действия были скоординированы и имели одинаковый характер во всех областях.
«К тому же одномоментное, практически в один день, появление каких-то вооруженных людей во всех областных центрах, которые по всей видимости имели еще до этого какие-то средства связи, лично у меня не вызывает ощущение социально-экономического протеста, как может быть кто-то хочет сказать, но я так не считаю», — заключила она.