Декабрьские данные в очередной раз подтвердили, что российская политика инфляционного таргетирования куда эффективней отечественной.
Как отмечают казахстанские эксперты, с августа 2015 года, когда правительство и Нацбанк объявили о переходе на режим свободно плавающего обменного курса и инфляционного таргетирования, особых успехов это не принесло.
Между тем критерии для оценки успехов в проведении политики инфляционного таргетирования были сформулированы тогда весьма ясно:
Увы, в намеченный коридор инфляция так и не опустилась, темпы экономического роста заметно снизились, не произошло и особого снижения количества безработных.
Кроме того, сократились валютные активы Нацбанка и Нацфонда, тогда как тенге подешевел к доллару примерно в 2,3 раза. Более того, в условиях декларируемого режима инфляционного таргетирования правительству вместе с акимами приходится регулировать цены вручную.
По итогам прошлого года годовая инфляция составила в декабре 8,4% против 7,5% за тот же месяц 2020 года. При этом в годовом выражении темпы роста цен на продукты питания замедлились до 9,9% с 11,3%, тогда как по непродовольственным товарам произошло ускорение с 5,5% до 8,5%, а по платным услугам для населения – с 4,2% до 6,5%.
Инфляция в Республике Казахстан в декабре 2021 года, %
В России инфляционная динамика ускорилась в большей степени, так как годовая инфляция там подпрыгнула с 4,9% в декабре 2020 года до 8,4% за последний месяц минувшего. При этом более быстрыми темпами дорожали продукты питания (10,6%) и непродовольственные товары (8,6%), тогда как расценки на платные услуги поднялись в целом на 5%.
Но для Казахстана ничего хорошего в этом нет. Так как Россия доминирует в импорте в нашу страну с огромной долей в нем (42,1%), вместе с ее товарами к нам импортируется и инфляция. Ситуация усугубляется значительно выросшим с августа 2015 года обменным курсом рубля к тенге – с 2,9 до 5,6 тенге к концу января.
Получается, что Нацбанк за минувшие годы последовательно способствовал подорожанию российских товаров на внутреннем рынке Казахстана
Инфляция в Российской Федерации в декабре 2021 года, %
Теперь перейдем к оценке действий центральных банков двух стран по изменению их ключевых ставок в ответ на растущую инфляцию. Первую половину прошлого года базовая ставка Нацбанка держалась на отметке 9%, после чего
7 декабря Нацбанк принял решение сохранить ее на этом уровне, а 25 января начавшегося года поднял ее до 10,25% вопреки снижению годовой инфляции в декабре до 8,4%.
Таким образом, в прошлом году базовая ставка подросла лишь на 0,75%, тогда как годовая инфляция выросла за год с 7,5% до 8,4%, или на 0,9%.
Упадет ли тенге, когда отпустят цены на «коммуналку» и бензин?
В России к концу прошлого года годовая инфляция стабилизировалась на уровне в 8,4%, на котором она была и в ноябре. Однако 17 декабря Центробанк России повысил свою ключевую ставку сразу на 100 базисных пунктов — до 8,5% годовых.
Более того, при развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом в Центробанке допускают возможность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Но при этом агрессивно повышать свою ставку Центробанк начал раньше – с конца марта прошлого года, когда она была поднята с 4,25% до 4,5%.
В итоге за минувший год ключевая ставка Центробанка поднялась на 4,25% при росте годовой инфляции с 4,9% до 8,4%, или на 3,5%.
Продовольственный кризис в Туркменистане вышел на новый виток — обзор СМИ
Как видно, реакция Центробанка на повышение годовой инфляции была не только более агрессивной по сравнению с Нацбанком, но и опережающей инфляционную динамику. Нацбанк же не упреждал рост инфляции, а просто вяло следовал за ней.
В качестве слабого утешения отметим, что к концу минувшего года реальная цена денег в России (разница между значением ключевой ставки Центробанка и годовой инфляцией) стала наконец-то положительной — на уровне в 0,1%.
Увы, и при этом она вновь оказалась значительно ниже по сравнению с Казахстаном, где реальная цена денег составила 1,35%. А это означает, что кредитные ресурсы по-прежнему обходятся дешевле российским производителям, давая им возможность и дальше наращивать экспансию на казахстанский внутренний рынок.
Ближайшее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 11 февраля текущего года. Очередное плановое решение Комитета по денежно-кредитной политике Нацбанка будет объявлено 9 марта.