В долгосрочной перспективе необходимо укреплять экономику. И для начала надо сократить расходы.
Касым-Жомарт Токаев поручил правительству обеспечить стабильность валютного рынка до полного восстановления доверия к тенге со стороны внешних и внутренних участников рынка. На фоне январских погромов и введения режима чрезвычайного положения возникли серьезные риски спекулятивного давления на национальную валюту. Меры по борьбе с этим должны разработать прежде всего Нацбанк и Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.
Но, по мнению финансиста Расула Рысмамбетова, повышение доверия к тенге — задача не только этих двух ведомств, а в целом всего правительства.
— Стабильность курса национальной валюты — это все-таки стабильность и сила экономики. Поэтому в данном случае, я думаю, подход будет гибридный.
Если говорить о краткосрочных инструментах, это прежде всего ограничение валютных спекуляций — регуляторные меры
То есть корпоративному сегменту заявки на большие суммы нужно будет писать заранее. Простых людей подобные ограничения вряд ли коснутся, но думаю, введут дополнительные регистрационные процедуры.
К примеру, чтобы поменять 100 долларов, надо будет предъявить паспорт.
Другой краткосрочный инструмент повышения доверия к тенге — повышение ставок на тенговые инструменты: депозиты, ценные бумаги и так далее. Это сделает их более выгодными для вложений
И не обязательно это делать через повышение базовой ставки — нынешней в 9,75% на данном этапе вполне хватит. Плюс ко всему сейчас нефть начала хорошо расти, что дает тенге определенный запас прочности. Думаю, «непонятки» в отношении нацвалюты были за счет возникшей нестабильности из-за протестов. Когда ситуация нормализовалась, можно с уверенностью говорить, что сейчас для ослабления тенге рыночных посылов нет — до следующего заседания ФРС США. А оно запланировано на 25-26 января, — отмечает он.
Что касается долгосрочных инструментов воздействия на национальную валюту, по словам Рысмамбетова, по большому счету, это только укрепление экономики.
— На месте правительства я бы сократил расходы, пересмотрел бюджет на 2022 и 2023 годы, а также график заимствований — меньше бы занимал из ЕНПФ и Нацфонда. И, конечно же, сократил госрасходы.
Например,
пора уже завершить стройку Туркестана, а также пересмотреть и отложить ряд нацпроектов. На этот год их у нас девять. И среди них снова «Рухани жаңғыру»,
направленный на сохранение национально-культурной идентичности, нацпроекты «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций», «Сильные регионы – драйвер развития страны» и другие в разных отраслях.
По некоторым из них можно сократить масштабы. И не обязательно для этого привлекать большие деньги, как хотел Кайрат Келимбетов, экс-председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам, — заключает финансист.