Новые здания в Казахстане зачастую вводятся в эксплуатацию с недоделками. Беда здесь не столько в контроле, сколько в коррупции.
По традиции власти предлагают решить проблему усилением контроля — создать еще одно ведомство. Министр индустрии Бейбут Атамкулов инициировал разработку нового законопроекта.
Согласно действующему законодательству проверки органов государственно-архитектурного контроля невозможны без наличия жалоб, а на этапе строительства вероятность их поступления весьма низкая. К тому же ГАСК в приемке объектов в эксплуатацию не участвует.
Новый законопроект будет включать три важных шага:
Между тем, по мнению президента Казахстанской федерации недвижимости Ермека Мусрепова, создание новых контрольных органов непременно скажется на стоимости квадратных метров.
— Я не отрицаю, что контроль нужен. Но это должен быть оптимальный контроль, а не целая цепочка. Новые дополнительные контролирующие органы тоже не будут выдавать заключения бесплатно.
Важно сделать квадратные метры дешевле. Потому что стоимость сегодня перегрета и не соответствует оптимальному спросу населения
И вряд ли новые органы контроля здесь помогут — они сделают процесс проверки более длительным. Конечно, никто не отрицает, что есть недобросовестные застройщики, которые сдают жилье с недоделками. Некоторые из них строят жилье по госпрограммам.
Но я считаю, что правильнее усилить контроль в лице одного имеющегося ведомства — например, в лице ГАСК. Конечно, не стоит забывать и о коррупционном факторе.
Коррупционные издержки негласно закладываются застройщиками в стоимость строительства
И чтобы снизить коррупцию в этой сфере, надо следить непосредственно за проверяющими, — утверждает Мусрепов.
Экономист Асет Наурызбаев также считает, что надзор за качеством строительства, конечно, должен быть, но для этого не нужно создавать новые лаборатории.
— В свое время было принято решение, что надзор главным образом ведется собственником. А в процессе строительства собственником является застройщик. Коррупционные возможности в некоторых случаях позволяют застройщикам не доделывать работу как положено. Вроде бы мы пришли к закону, в рамках которого проверки в этой отрасли проводят саморегулируемые организации (СРО) в лице Союза строителей Казахстана. Таким образом, отрасль сама себя регулирует.
Если же министра Атамкулова что-то в работе организации не устраивает, он должен менять закон о СРО, а не создавать новые ведомства. Сейчас мы видим, что он хочет создать новый потенциально коррупционный канал, меняя концепцию на ходу
Беда в том, что в нашей стране принимается очень много законов. Но чтобы нормально работать, существующей законодательной базы более чем достаточно. Тем не менее каждый министр тянет к законодательству свои ручонки, пытаясь под себя нарисовать новый закон и создать новые институты, которых не было раньше.
Вместо этого им должна быть высказана претензия и обозначено, что именно не работает в имеющейся системе. Нужно провести анализ, чтобы выявить проблему, и предложить план по улучшению. При этом важно, кто будет проводить этот анализ — местная ТОО-шка или международная компания.
Мы не можем менять систему каждый год под нового министра. Каждый такой шаг требует денежных вложений
И нет никакой уверенности, что появление новой лаборатории улучшит ситуацию, — заключает он.