Казахстан столкнулся с нехваткой солярки. При этом данные официальной статистики вообще не предвещали ничего подобного.
Слухи о грядущем дефиците дизельного топлива появились в начале сентября и к концу месяца достигли апогея. 29 сентября ситуацию прокомментировал вице-министр энергетики Асет Магауов. Он подтвердил: остатки дизельного топлива в Казахстане составляют 210 тысяч тонн. А этого хватит примерно на полторы недели.
Причиной дефицита чиновник назвал высокий спрос. Особенно со стороны транзитного потока, которому выгоднее заправляться в Казахстане.
https://365info.kz/2021/10/mangistau-chego-ne-znaet-minselhoz-o-regionalnom-zhivotnovodstve-chast-1
«По нашей оценке, основной причиной является существенная разница в стоимости. На данный момент крупные сети АЗС держат цену на уровне примерно 207-208 тенге за литр, остальные — уже 230-240 тенге. Но долгое время мы держали стоимость на уровне 200 тенге за литр. Разница с Россией доходит до 100 тенге за литр, с Узбекистаном — 70-80 тенге, Кыргызстаном – 61 тенге», — отметил вице-министр.
Чтобы покрыть дефицит на внутреннем рынке, Казахстан (где, по мнению министерства, заправляются соседние страны) вынужден из этих же стран топливо завозить.
«Порядка 100 тыс. тонн дизтоплива необходимо импортировать из России. Мы уже провели переговоры с Минэнерго РФ. Достигнута договоренность по поставке, они уже дали свои рекомендации заводам», — подчеркнул Асет Магауов.
Уже на следующий день после заявления Магауова жители некоторых регионов тот самый дефицит ощутили на себе. Например, в Западно-Казахстанской области установили лимит, запретив продавать в одни руки более 100 литров солярки. Ряд АЗС вообще прекратил ее свободную продажу – только по талонам. В управлении энергетики и ЖКХ региона сообщили, что даже при таких ограничениях запасов хватит на три дня.
1 октября с заявлением выступила Air Astana. В компании сообщили, что запасы авиационного топлива находятся на низком уровне, стабильность авиаперевозок находится под угрозой.
https://365info.kz/2021/09/novyj-nalog-radi-blaga-kazahstantsev-pridumali-chinovniki
«Air Astana обратилась к правительству с предложением перенести сроки ремонтных работ на казахстанских НПЗ. Также возвратить прежние объемы производства авиакеросина как минимум до возобновления поставок импорта», — говорится в сообщении пресс-службы компании.
В письме отмечается: неделей ранее Министерство энергетики заявило, что для увеличения производства дизельного топлива производство авиатоплива на Шымкентском НПЗ в октябре будет сокращено в два раза. Помимо этого, на октябрь запланирован плановый ремонт на Павлодарском НПЗ. Приостановлены отгрузки авиатоплива с Атырауского НПЗ, а импорт в страну полностью остановлен.
1 октября с заявлением выступил и «Павлодарский нефтехимический завод». На заводе сообщили, что сроки ремонта будут сдвинуты. Правда, корректировке подвергся только один участок – производства первичной переработки нефти, который выйдет на остановочный ремонт на 10 дней позже плана. Остальной ремонт строго по плану.
«Остановочный ремонт предприятия – плановая и необходимая мера для поддержания работоспособности технологического оборудования завода на 2021-2022 годы. Только в период остановки возможно проведение газоопасных сварочных работ и замены технологического оборудования, действующего в агрессивных средах, при высоких температурах и давлении», — говорится в сообщении.
А между тем официальная статистика показывает значительный рост производства дизельного топлива. По официальным данным, в августе 2021 года в республике было произведено 513,6 тыс. тонн. Наибольший объем с 2013 года. Официальных данных за сентябрь еще нет, но судя по комментариям властей, объемы выпуска остаются на примерно таком же уровне.
За 8 месяцев 2021 года производство составило 3 млн 364,8 тыс. тонн. Это на 9%, или 277 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Но годом ранее дефицита не было, теперь есть. Что изменилось?
Казахстанское дизельное топливо действительно стало популярным. И речь не только о транзитных дальнобойщиках. По данным Бюро национальной статистики, за 7 месяцев 2021 года Казахстан экспортировал более 200 тыс. тонн дизельного топлива на общую сумму 70,6 млн долларов. По сравнению с аналогичным периодов 2020 показатели выросли в 5,5 и 5,4 раз соответственно.
Больше всего заработали на продажах в Узбекистан – 25 млн долларов. Это почти в 8 раз выше уровня января-июля 2020 года. Доходы от экспорта в Нидерланды составили 17,7 млн долларов. В Россию – 14,4 млн. Кроме того, казахстанский товар продается еще в две страны – Таджикистан (11,3%) и Кыргызстан (2,1 млн). И только последний сократил импорт по сравнению с 2020 годом.
Одновременно с этим Казахстан сократил импорт дизельного топлива примерно втрое: с 130,2 до 39,7 млн долларов. За 7 месяцев в республику завезли 89,1 тыс. тонн солярки. Это меньше, чем планируется в срочном порядке купить из России для исправления текущей ситуации. К слову, именно Россия и является единственным поставщиком.
Таким образом, судя по данным официальной статистики, получается красивая картина. Производство растет, поэтому необходимость в импорте дизельного топлива быстро падает. Более того, его так много, что появляется возможность в разы увеличивать экспорт. Однако в реальности мы видим другую картину.